Get Adobe Flash player
Домой Жизнь и быт увельских крестьян в 1920-1930-е годы по материалам партийных чисток

ЖИЗНЬ ЮЖНОУРАЛЬСКИХ КРЕСТЬЯН В 1920 – 1930-е ГОДЫ

(НА ПРИМЕРЕ УВЕЛЬСКОГО РАЙОНА ТРОИЦКОГО ОКРУГА УРАЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ)

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРОТОКОЛОВ ПАРТИЙНЫХ ЧИСТОК

И СВИДЕТЕЛЬСТВ УЧАСТНИКОВ СОБЫТИЙ

Религиозный вопрос в увельской глубинке

С приходом большевиков к власти, в России стал насаждаться атеизм: церковь отделили от государства, школу от церкви, стало изыматься церковное имущество, начались гонения церковных служителей. Партия проводила политику полного отказа от религии (зачем нужен конкурент в овладении умами людей!), и, конечно же, настоящий коммунист должен был непременно отказаться от веры. Многовековые традиции, связанные с верой, стали рушиться в одночасье.

Пропаганда атеизма в тот период была очень активной как на всесоюзном уровне, так и на местах. Антирелигиозная пропаганда стала частью культурной и политико-просветительной работы партии, комсомола, профсоюзов, и советской власти (о чём свидетельствуют партийные документы, пестрящие названиями многочисленных комитетов, организаций и т.п.). В деревне антирелигиозная пропаганда в первую очередь строилась на распространении естествознания и отказа от суеверий, а также, распространения новых порядков и традиций, таких как, например, не церковный, а гражданский брак [Ф. 170 Оп. 1 Д. 334 Л. 29 – 30]. Тов. Петров был одним из первых коммунистов Хомутининской ячейки, заключивший гражданский брак [Ф. 229 Оп. 1 Д. 118 Л. 41].

 

Культурный уровень увельских крестьян

Жизнь любого человека: крестьянина или рабочего 20 – 30-х гг. – это не только труд, но и отдых: развлечения, культурная жизнь. Конечно, в то время (да и сейчас тоже) в деревне не было таких возможностей отдохнуть, как, например, в городе. Но, как говорится, «Кто ищет, тот всегда найдет!»

Цивилизация, хотя и с опозданием, но добралась и до уральской глубинки. В 1933 г. в одном из сёл Увельского района была запланирована аж «установка кино»! (К слову, в Челябинске первый «электротеатр «Люкс» начал работу ещё до революции.) Специально для детей и подростков устраивали просмотр детских фильмов, спектаклей. Были пришкольные и самостоятельные библиотеки, с литературой, подобранной специально для детей, с учётом их возраста.

Теми же достижениями человеческой мысли могли пользоваться и взрослые. Для них были отдельные избы-читальни, постоянные и передвижные библиотеки. Книги, прежде чем попасть на полку библиотеки, тщательно отбирались специальной комиссией. Естественно, что к общественному пользованию не допускались издания, не вписывающиеся в культурную политику партии. Однако вполне возможно было найти литературу себе по вкусу: и знаменитых А.С. Пушкина («Борис Годунов») и И.С. Тургенева («Однодворец Овсянников»), и незнаменитого Толстова («Основы борьбы с засухой»). Но, безусловно, что главными не только в стране, но и на стеллажах всех библиотек оставались В.И. Ленин («Новый курс»), Г.Е. Зиновьев («Проблемы германской революции») и др.

Кстати, всё это предлагало местное издательство «Урал-книга». Помимо литературы, для политико-просветительской работы среди крестьянства, использовали музеи, выставки, народные дома, стенные газеты. Безусловно, это не означало, что всё вышеперечисленное было в каждом населённом пункте.

 

Нравственные аспекты жизни села

«На вкус и цвет товарищей нет» – эту народную мудрость практически каждый из нас знает ещё с раннего детства. Прискорбно, что для товарищей коммунистов, лучшими являлись те, кто ради партийных и государственных интересов откладывал совесть, семью и мораль в долгий ящик, так сказать, «до лучших времён». Партия либо уже находила таких, т.е. «готовых коммунистов», либо выращивала их сама (достаточно вспомнить «бесстрашный подвиг» Павлика Морозова). Поэтому, совсем неудивительно, что многие исключённые из партии – «морально разложившиеся люди». Сработал принцип: «За что боролись…». В данном случае даже понятие «морально разложившиеся» можно разделить на несколько основных моментов (наиболее часто встречающихся): «пьянство», «воровство», «дебош», «половая распущенность».

Рассмотрим подробнее нравственный облик «передового сельского слоя» – коммунистов, ведь они должны были показывать пример рядовым селянам.

 
Еще статьи...
Яндекс.Метрика