Get Adobe Flash player
Домой Жизнь и быт увельских крестьян в 1920-1930-е годы по материалам партийных чисток Заключение

Заключение

Начну с главного впечатления от работы. Родиться мне довелось в «стране Советов», а учиться, к счастью, уже при ростках демократии. До тех пор, пока мне в руки не попали протоколы партийных чисток, пока я не начала их анализировать, коммунисты мне представлялись идеальными людьми: честными, готовыми помочь любому человеку абсолютно бескорыстно, верными своим идеям, делу, государству. В то негативное о большевиках, что я слышала и о чём читала, мне не верилось, потому что, например, моя бабушка то и дело вспоминала, как хорошо жилось народу при коммунистах. Тогда мне казалось, что она имеет в виду всю эпоху коммунизма, с самого его начала, а именно с 1917 года. В силу своего возраста я не понимала, что и советская эпоха была разной.

Взрослея, я всё больше стала увлекаться историей, а чтобы иметь возможность участвовать в российских конкурсах, о которых была наслышана, даже перешла в 10 класс школы № 59, которая известна своим участием в них. Буквально в первые же дни нового учебного года вступила в НОУ. Ломать голову над тем, какую выбрать тему для исследования не пришлось, взяв в руки протоколы чисток однажды, я уже не смогла передать их кому-то другому. Уж очень отличался образ коммунистов, «нарисованный» в них, от того, который я себе представляла ранее. Никогда не забуду своё первое посещение архива, те дела, которые мне показались толще стен в доме. Вчитываясь, в каждый протокол, я всё больше и больше убеждалась в том, что этот источник, скорее отражает жизнь всего крестьянства, в данном случае увельского, чем просто партийную чистку.

С. Г. Юшкова, М. С. Салмина, Е. В. МалышеваБольше года работы, сотни просмотренных и расшифрованных документов, встречи, поездки и многое другое. Вот и итог исследования. Изученные источники позволили дать характеристику таким сторонам жизни крестьянства в 20-30-е гг. как: организация их труда, отношение крестьян к власти и власти к ним, уровень их политической грамотности (что являлось важной составляющей того времени), вопрос веры крестьян, культурное строительство, нравственные аспекты жизни села. Обо всём об этом рассказывается во второй главе работы. Советское крестьянство, по нашему мнению, было загнано в тупик. После обнадёживающего периода НЭПа крестьян прикрепили к земле, как во времена господства крепостного права. Рухнули вековые крестьянские устои и традиции. Провозглашённый союз между рабочим классом и крестьянством на деле оказался фикцией, документы говорят о том, что к крестьянам относились как к людям второго сорта. Вытягивая крестьян из «вековой темноты и дремучести», советское государство втягивало их в «дремучесть коммунистическую», заставляя их учить партийные догмы, на практике ничего положительного не приносящие.

Таким образом, считаю, что поставленная цель достигнута. Практически все стороны жизни крестьян раскрываются через протоколы партийных чисток, и существенно их дополняют свидетельства очевидцев происходивших событий. Хочется верить, что и другие исследователи не пройдут мимо подобных видов источников при изучении событий 20-30-х годов ХХ века.

Работа завершена. Даже немножко грустно от этого, ведь на стеллажах архива остались тысячи подобных документов по другим районам Челябинской области… Надеюсь на продолжение работы в студенческом научном обществе.

Евгения Малышева

ученица 11 класса

школы № 59

г. Челябинск

2006 г.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Метрика