Get Adobe Flash player

Поиск по сайту

Случайное фото

Kuznecovi88.jpg

Голосование

Вам интересна информация на сайте?
 

Новые материалы

Счетчик посещений


mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня50
mod_vvisit_counterЗа текущую неделю50
mod_vvisit_counterЗа текущий месяц3020
mod_vvisit_counterВсего269018

Домой Жизнь и быт увельских крестьян в 1920-1930-е годы по материалам партийных чисток Жизнь южноуральского села в 1920-1930 годы

Жизнь южноуральского села в 1920 - 1930-е годы

Жизнь южноуральских крестьян в 1920 – 1930-е годы (на примере Увельского района) по материалам протоколов партийных чисток и свидетельств участников событий

Характеристика коммунистов – главных организаторов сельской жизни

Быть «правильным» партийцем на селе было нелегко. Муж Табаковой В.П. «зарезался испугался трудностей» [Ф. 229 Оп. 1 Д. 123 Л. 336 – 338]. Видно, и в правду было очень тяжело. Спрашивалось-то с них многое, а вот средств для выполнения задач предоставлялось мало. Даже вступление в партию было затруднительно. За желающего вступить в ВКП(б) должны были поручиться 5 членов партии! В каком-нибудь небольшом селе найти их было сложно, а если и находились, это ещё не означало, что они за тебя поручатся – никто ведь не хотел подставлять себя. Необходимо было иметь и биографию (прежде всего соответствующее происхождение), которая бы устраивала партию. Исходя из пунктов членской карточки коммуниста [Ф. 229 Оп. 1 Д. 17 Л. 116 – 123], и того, что мы видим в протоколах чисток, можно составить примерный портрет коммуниста, которого партия хотела бы видеть в своих рядах.

 

Особенности организации крестьянского труда

Удивительно, как разносторонне раскрывают протоколы партийных чисток жизнь в селе. Благодаря этим документам, мы можем видеть и быт крестьян, и их взаимоотношения с властью, с односельчанами, каковы были сложности и противоречия жизни в селе. Видно отношение крестьянства к Советской власти, как в первый период после революции 1917 года, так и спустя 10 – 15 лет после неё. Видно и то, выполнили ли большевики свои обещания («Земля – крестьянам!») – дали или нет всё то, что обещали. А может, забрали последнее? Остановимся на вопросе хозяйственной жизни крестьян, отчётливо просматриваемой в партийных документах, подробнее.

 

Отношение селян к советской власти и большевикам

Великий русский поэт А. А. Блок просил, чтобы его биографию изучали по его стихам, а мы по народному поэтическому творчеству можем проследить отношение масс к Советской власти. Уже в 1920 году о власти большевиков в южноуральской глубинке сочиняли следующее:

 

Уровень политической грамотности увельских крестьян

В условиях господства новой власти важнейшей составляющей жизни крестьян становится их политическая грамотность. Это стало, в какой-то степени, даже важнее грамотности классической – умения читать, писать, считать. Причём политически грамотными должны быть все: и авангард села – коммунисты, и рядовые члены сельского общества.

Особое значение в ходе партийных чисток, безусловно, придавалось «политическим вопросам». Из того, что спрашивалось у коммунистов, и как они отвечали на вопросы, можно сделать выводы о том, что было важным для партии, о чём обязан был знать каждый коммунист, и знал ли он это.

 

Религиозный вопрос в увельской глубинке

С приходом большевиков к власти, в России стал насаждаться атеизм: церковь отделили от государства, школу от церкви, стало изыматься церковное имущество, начались гонения церковных служителей. Партия проводила политику полного отказа от религии (зачем нужен конкурент в овладении умами людей!), и, конечно же, настоящий коммунист должен был непременно отказаться от веры. Многовековые традиции, связанные с верой, стали рушиться в одночасье.

Пропаганда атеизма в тот период была очень активной как на всесоюзном уровне, так и на местах. Антирелигиозная пропаганда стала частью культурной и политико-просветительной работы партии, комсомола, профсоюзов, и советской власти (о чём свидетельствуют партийные документы, пестрящие названиями многочисленных комитетов, организаций и т.п.). В деревне антирелигиозная пропаганда в первую очередь строилась на распространении естествознания и отказа от суеверий, а также, распространения новых порядков и традиций, таких как, например, не церковный, а гражданский брак [Ф. 170 Оп. 1 Д. 334 Л. 29 – 30]. Тов. Петров был одним из первых коммунистов Хомутининской ячейки, заключивший гражданский брак [Ф. 229 Оп. 1 Д. 118 Л. 41].

 

Культурный уровень увельских крестьян

Жизнь любого человека: крестьянина или рабочего 20 – 30-х гг. – это не только труд, но и отдых: развлечения, культурная жизнь. Конечно, в то время (да и сейчас тоже) в деревне не было таких возможностей отдохнуть, как, например, в городе. Но, как говорится, «Кто ищет, тот всегда найдет!»

Цивилизация, хотя и с опозданием, но добралась и до уральской глубинки. В 1933 г. в одном из сёл Увельского района была запланирована аж «установка кино»! (К слову, в Челябинске первый «электротеатр «Люкс» начал работу ещё до революции.) Специально для детей и подростков устраивали просмотр детских фильмов, спектаклей. Были пришкольные и самостоятельные библиотеки, с литературой, подобранной специально для детей, с учётом их возраста.

Теми же достижениями человеческой мысли могли пользоваться и взрослые. Для них были отдельные избы-читальни, постоянные и передвижные библиотеки. Книги, прежде чем попасть на полку библиотеки, тщательно отбирались специальной комиссией. Естественно, что к общественному пользованию не допускались издания, не вписывающиеся в культурную политику партии. Однако вполне возможно было найти литературу себе по вкусу: и знаменитых А.С. Пушкина («Борис Годунов») и И.С. Тургенева («Однодворец Овсянников»), и незнаменитого Толстова («Основы борьбы с засухой»). Но, безусловно, что главными не только в стране, но и на стеллажах всех библиотек оставались В.И. Ленин («Новый курс»), Г.Е. Зиновьев («Проблемы германской революции») и др.

Кстати, всё это предлагало местное издательство «Урал-книга». Помимо литературы, для политико-просветительской работы среди крестьянства, использовали музеи, выставки, народные дома, стенные газеты. Безусловно, это не означало, что всё вышеперечисленное было в каждом населённом пункте.

 

Нравственные аспекты жизни села

«На вкус и цвет товарищей нет» – эту народную мудрость практически каждый из нас знает ещё с раннего детства. Прискорбно, что для товарищей коммунистов, лучшими являлись те, кто ради партийных и государственных интересов откладывал совесть, семью и мораль в долгий ящик, так сказать, «до лучших времён». Партия либо уже находила таких, т.е. «готовых коммунистов», либо выращивала их сама (достаточно вспомнить «бесстрашный подвиг» Павлика Морозова). Поэтому, совсем неудивительно, что многие исключённые из партии – «морально разложившиеся люди». Сработал принцип: «За что боролись…». В данном случае даже понятие «морально разложившиеся» можно разделить на несколько основных моментов (наиболее часто встречающихся): «пьянство», «воровство», «дебош», «половая распущенность».

Рассмотрим подробнее нравственный облик «передового сельского слоя» – коммунистов, ведь они должны были показывать пример рядовым селянам.

 

О непростых взаимоотношениях селян, дебоширстве, разврате и других мерзостях

Может для партии коммунист – это в первую очередь партиец, общественник, но в жизни даже коммунист – первоначально это всё-таки человек. Как и у всякого человека, у большевика были свои положительные и отрицательные черты характера, которые выявлялись в тех или иных поступках. В силу уникальности протоколов, как источника информации о жизни в селе, тёмная сторона «крестьянской элиты», т.е. коммунистов, отображена очень красочно.

Грубость и хамство были для многих обычным явлением. Этому никто не удивлялся, но при возможности о случаях грубости докладывали комиссии по чистке. «В. Почему уволили Казаньякова? Отв. За грубость» [Ф. 229 Оп. 1 Д. 122 Л. 412], «обращалась за помощью в работе к Секретарю Райкома ГОНЧАРОВУ, который не помогал, а называл меня нетактичными словами» – пожаловалась Балтаева Анна Григорьевна [Ф. 229 Оп. 1 Д. 123 Л. 289]. Жалобы на коммунистов, занимающих главные посты в партячейках, колхозах, сельсоветах были не редкостью, т.к. они были представителями власти, что налагало на них особый отпечаток.

 
Еще статьи...
Яндекс.Метрика