Get Adobe Flash player

Поиск по сайту

Случайное фото

kombains.jpg

Голосование

Вам интересна информация на сайте?
 

Новые материалы

Счетчик посещений


mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня109
mod_vvisit_counterЗа текущую неделю605
mod_vvisit_counterЗа текущий месяц2291
mod_vvisit_counterВсего280908

Домой Жизнь и быт увельских крестьян в 1920-1930-е годы по материалам партийных чисток Жизнь южноуральского села в 1920-1930 годы Особенности организации крестьянского труда

Особенности организации крестьянского труда

Удивительно, как разносторонне раскрывают протоколы партийных чисток жизнь в селе. Благодаря этим документам, мы можем видеть и быт крестьян, и их взаимоотношения с властью, с односельчанами, каковы были сложности и противоречия жизни в селе. Видно отношение крестьянства к Советской власти, как в первый период после революции 1917 года, так и спустя 10 – 15 лет после неё. Видно и то, выполнили ли большевики свои обещания («Земля – крестьянам!») – дали или нет всё то, что обещали. А может, забрали последнее? Остановимся на вопросе хозяйственной жизни крестьян, отчётливо просматриваемой в партийных документах, подробнее.

Крестьянская семьяГлавное дело жизни крестьян – земледелие. Всё, что нужно было государству (во все времена, и в советские тоже) от крестьянина, – это продукты его хозяйственной деятельности,  прежде всего – хлеб. И страна накормлена, и за экспорт выручка идёт (ведь другая продукция, производимая в России, не пользовалась особым спросом на международном рынке). Первая половина ХХ века стала временем масштабных экспериментов над российскими крестьянами. Это и столыпинские реформы, и «военный коммунизм», приведший в итоге к голоду 1921 – 1922 гг. Затем последовали НЭП и коллективизация. Новая власть искала оптимальные для себя взаимоотношения с крестьянством, поэтому смело экспериментировала.

Благодаря НЭПу, объявленному в 20-е гг., многие крестьяне смогли заняться прибыльным для себя делом, улучшить своё экономическое положение. Уже к 1925 году крестьяне Урала смогли преодолеть кризисную ситуацию и по количеству заготовленного хлеба выйти на 3-е место в стране, уступая только Украине и Юго-Западному району СССР. А в 1927 г. валовой сбор зерновых в Уральской области был в 6 раз больше, чем в 1922 г., поголовье скота увеличилось почти в 3 раза. И это при том, что основу производства составляли индивидуальные хозяйства, а продукция колхозов составляла всего 0,6 % [19; стр. 315].

Удивительно, но, судя по документам ОГАЧО, даже те, кто, в 30-е гг. станет активными большевиками, борцами против кулачества, в годы НЭПа имели крепкое хозяйство, а некоторые даже держали у себя батраков. Основным «богатством» нэповских крестьян были коровы, лошади, овцы и некоторые подручные средства: сеялки, лобогрейки, веялки, просорушки и др. [Ф. 229 Оп. 1 Д. 119, 122]. В 1927 г. в Троицком округе 9 членов партии и 2 кандидата были лишены избирательного права по разным причинам: за использование наёмной рабочей силы, за «эксплоатацию на кобальных условиях своих машин», «за занятие скупкой пуха» и его переработкой, а также как бывшие агенты полиции (2 человека). «Может ли быть этот факт совместимым со званием члена партии?» – спрашивается в документе. Ответ очевиден.

Ещё несколько примеров: отец коммуниста Амбурцева Е.С. в 1918 году имел 2 лошади, 3 коровы, 7 овец, лобогрейку. Сам же Егор Степанович, к 1924 году, завёл себе хозяйство и держал батрака – 10-летнего мальчика, исполняющего работу пастуха. К 1925 году хозяйство коммуниста насчитывало, со слов односельчан, 5 лошадей, 3 – 4 коровы, 10 овец. Предприимчивый Егор Степанович в 1929 г., дабы не быть раскулаченным, вступил в коммуну им. Ленина, и как утверждала кандидат партии Степанова: Амбурцев «…обрисовал себя бедняком» при вступлении [Ф. 229 Оп. 1 Д. 126 Л. 127 – 129].

У Конева С.Ф. на 1911 год хозяйство состояло из 5 лошадей и двух коров, как бы это странно ни звучало, но к счастью, из-за голода, у него осталось только две коровы [Ф. 229 Оп. 1 Д. 122 Л. 235 – 238]. Сохрани он и приумножь добро, и тогда он вполне мог оказаться в списке раскулаченных в 30-е годы.

Многие, видя, как происходит раскулачивание, «добровольно» вступали в колхозы. Со слезами на глазах, отдавая всё, что нажили своим трудом. Кто-то в отчаянье перед вступлением в коллектив резал скот. Как, например, Бабкин Н.Г. Он резал свой скот и продавал мясо, кроме того, сохранив «нэпмановские привычки», как обозначили это односельчане, покупал бычков и перепродавал их, за что был объявлен партией спекулянтом и вычищен, «как враждебный элемент обманным путём пробравшийся в Партию…» [Ф. 229 Оп. 1 Д. 123 Л. 132 об.].



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Метрика