Get Adobe Flash player
Домой Увельский район в лихолетье 1930-х годов

Предисловие

30-е годы – один из важнейших и трагических периодов российской истории 20 века.

В стране упрочился тоталитарный террористический политический режим с монополией на власть и полным контролем коммунистической партии над всей жизнью общества.

Благодаря мощной идеологической обработке населения усилиями партийной номенклатуры сформировался культ личности Сталина.

Частное пользование землей и единоличные хозяйства были уничтожены, крестьянам навязана коллективная форма хозяйствования.

Почти полностью была ликвидирована неграмотность взрослого населения  (по переписи населения 1937 г., итоги которой были рассекречены лишь в 1966 г., 59 % населения в возрасте 16 лет и старше не имели образования); в трудных условиях, но развивалось образование, в основном начальное и 7-летнее, появились в районе дошкольные учреждения.

Индустриализация для района была благом в основном в том смысле, что поступавшая в колхозы во всё большем количестве различная сельхозтехника облегчала труд крестьян, поднимала производительность труда; кроме того, у крестьян появлялась возможность спастись от колхозной кабалы бегством на одну из строек, благо везде требовались рабочие руки…

1930-е годы – это лютые времена, время великого горя. Никогда в тысячелетней истории России не было такого массового, в плановом порядке, организованного государством истребления подданных, жестокого насилия над людьми по социальным, идеологическим, религиозным, национальным мотивам. Цену заплатили чрезмерную. Жизнь у человека одна, и государство не вправе распоряжаться ею по своему усмотрению, а оно легко и преступно-цинично бросало человеческие жизни в топку во имя великой идеи построения коммунизма. Страна управлялась ложью, насилием, страхом. 
Большевицкий вариант социализма, большевицкие методы преобразования общества отвергнуты человечеством.
Но 1930-е годы и время больших надежд и упований у большинства народа, ежедневно, ежечастно навязываемых партийно-советской пропагандой: у нас великая цель, мы великая страна, великие стройки социализма первых пятилеток, вся страна – сплошная строительная площадка, «догоним и перегоним передовые западные страны»; мы – надежда человечества, мы – первопроходцы, прокладывающие новый путь всему человечеству, мы освободим трудящихся от угнетения и эксплуатации человека человеком; впереди светлое будущее и счастливая жизнь, у нас могучая партия, мудрый вождь, единственно правильное учение- марксизм-ленинизм- наша путеводная звезда. Люди стремятся не к личному успеху; не личный бизнес, не торговля, не личное обогащение – трудимся в интересах родины, осуществления идей социализма.

Вера, надежда теплилась в душах многих людей, трудовой энтузиазм, отчасти искренний, а в большей части разогреваемый госпропагандой. Напрягая до самопожертвования все силы, страна совершала индустриальный рывок. Создали мощную экономику, довольно уродливую и малоэффективную на основе полного огосударствления хозяйственной жизни, которая работала больше на самоё себя, а не на повышение материального уровня и благосостояния народа. и это рождало энтузиазм, укрепляло веру в утопические иллюзии, помогало власти мобилизовывать народ на "великие свершения". Много трудились, тяжело трудились, десятилетия трудились, подгоняемые нуждой, а миллионы – принуждением, штыком, тянули жилы, старались поднять детей, выучить их, отдавали им последний кусок хлеба, а жили по-прежнему в бедности, в нужде, в бытовом неблагоустройстве, в вечном дефиците товаров и продуктов. И за этот рывок, за преступные методы насаждения большевицкого варианта социализма заплатили небывало высокую цену, в том числе кровавую.
Сталинская эпоха - 1930-е годы – это не только жертвы, были и выдвиженцы, довольные жизнью и властью люди; тогда многие поднялись из низов, кто был никем и ничем, тот стал кое-кем, поднялся по социальной лестнице, овладел рабочей профессией, а то и несколькими, получил образование, хоть и поучившись в совпартшколе, но она открывала путь наверх, сделал карьеру и т.д. Многие из низов, из тех, кто принял советскую власть, активно сотрудничал с новой властью, получили шанс и если реализовали его, то это время для них светлое, счастливое, интересное, замечательное, (по рассказам некоторых бабушек и дедушек), плюс молодость, силы и энергия; «а цены-то снижались», «а образование, в том числе высшее, было бесплатным», «а медицина была бесплатной» (я помню эту бесплатную медицину в военные и первые послевоенные годы, живя в вологодской деревне в 12 км от райцентра, когда за медичкой надо было ехать на телеге за 5 км или как-то ухитриться вызвать её к больному – когда ещё придёт? - телефонов не было, а лекарство у неё от всех болезней, казалось, было одно: «кальцекс»); «а если кого сажали, то зря сажать не будут, враги, наверное, страна же во враждебном окружении…»
Любили женились, играли свадьбы, много общались, устраивали вечеринки и посиделки, отмечали праздники, жизнь несмотря ни на что, продолжалась; то есть личная память перебарывает другое, противоположное мнение в воспоминаниях части людей старого поколения, пересиливает факты, цифры, документы о беззаконии, нищете, страхе, миллионах жертв. Тем более, если эти факты, документы человеку неизвестны. Или он и знать их не хочет, это неприятная правда.

Много горя и страданий хлебнули наши земляки в период коренной ломки общества в 30-е годы.  Узнать подлинную правду о жизни в те годы только по публикациям районной газеты «Слово колхозника» (ныне "Настроение") невозможно. Райгазета при любом политическом режиме была и осталась холуйской, сервильной, подконтрольной власти. Её страницы полны пафосных, припудривающих реальную  действительность, идеологизированных заметок, пропагандистских материалов о «счастливой и радостной жизни» селян.

Более полное представление о тех годах даёт М.А. Тренин в книгах «Край Увельский – отчизны частица» (том 1, главы 13-18; том 4, главы 6-9), но  и он, будучи по своим убеждениям пламенным коммунистом и партийным функционером, многие годы работая в партийных и советских органах и проводя политику партии, всегда её одобряя, не подвергая её правильность ни малейшему сомнению, приукрашивает действительность, напирает почти исключительно на позитив, не называет прямо руководителя и организатора Голодомора и массовых репрессий, не ставит вопрос об ответственности, нравственной и юридической, коммунистической партии за миллионы загубленных жизней, за десятки миллионов искалеченных человеческих судеб, за политику геноцида собственного народа, проводимую верхушкой партии при открытой (пели хвалу и рукоплескали) или молчаливой поддержке всей партии…

Сейчас, в путинско-медведевскую квазидемократическую, с уклоном в авторитаризм, эпоху, власть стремится поставить историю на службу политическим задачам по сохранению существующего режима, приглушить память российского общества о преступлениях тоталитарного коммунистического режима, стремясь представить историю страны как непрерывную череду "великих свершений", героических подвигов наших предков; организовать обучение истории в школе по единому «правильному» учебнику (как бы не помешать детям полюбить Родину); ставит задачу воспитать поколение  «квасных» патриотов, гордящихся  «героическим прошлым» страны  (оно скорее страшное, кровавое, трагическое), а на  позорные, мрачные страницы нашей истории напустить сиреневый туман: «ну было и прошло…»;  «что поделаешь – такое было время…»;  «иначе было нельзя, мы бы не смогли подготовиться к войне", не добились того-сего, пятого-десятого; «не надо ворошить прошлое и судить его…» – короче, хорошо бы забыть всё плохое…

Российское государство и общество легко и быстро освободило свою память о жертвах политических репрессий, а свою совесть от необходимости покаяния за чудовищные злодеяния, совершённые против собственного народа, прикрывшись предоставлением выжившим жертвам статуса реабилитированных и жалких льгот по ЖКХ и проезду, но не вернуло конфискованное имущество и не выплатило достойную и равноценную компенсацию.

Думаю, такая позиция неприемлема. Не  знающим свою историю народом легче манипулировать. ЗАБВЕНИЕ СТРАНОЙ, ОБЩЕСТВОМ, ГОСУДАРСТВОМ СВОИХ ОШИБОК И ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЧРЕВАТО ПОВТОРЕНИЕМ ИХ, НОВЫМИ ОШИБКАМИ И ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ, ПОТЕРЯМИ И СТРАДАНИЯМИ НЕВИННЫХ ЛЮДЕЙ.                                                      

НастоящиЙ патриот не тот, кто  орёт по поводу и без повода: «Россия, вперёд!»,  «Россия встаёт с колен!», «Россия – великая держава!», а тот, кто знает подлинную историю своей страны на основе исторических документов, гордится действительно достойными делами предков и испытывает горечь стыда за их  позорные дела и преступления…

Наконец-то о необоснованных репрессиях в годы советской власти четко и недвусмысленно высказалось Правительство РФ.
На официальном сайте Правительства Российской Федерации опубликован документ «Концепция государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий», он утвержден распоряжением Правительства от 15 августа 2015 года №1561-р и подписан главой правительства Медведевым, в котором сказано, дословно, следующее:
«НЕДОПУСТИМЫМИ ЯВЛЯЮТСЯ ПРОДОЛЖАЮЩИЕСЯ ПОПЫТКИ ОПРАВДАТЬ РЕПРЕССИИ ОСОБЕННОСТЯМИ ВРЕМЕНИ ИЛИ ВООБЩЕ ОТРИЦАТЬ ИХ КАК ФАКТ НАШЕЙ ИСТОРИИ…»
Ура-патриотам не мешало бы с этим документом ознакомиться подробнее.

Российскому обществу надо знать правду о своей истории (мы много чего не знаем о себе, многие архивные документы до сих пор засекречены, в том числе о войне 1941 – 1945 г.), анализировать её, проговаривать всё до конца, давать оценку прошедшим событиям,   явлениям, а если открываются новые факты и документы, то уточнять, а то и давать переоценку некоторым событиям на основе открытой и свободной научной дискуссии, вырабатывать общественное согласие в оценке тех или иных исторических событий или деятельности руководителей Российского государства, в частности Ленина и Сталина, извлекать уроки из истории, – только тогда можно надеяться, что постыдные страницы  в будущем не повторятся…

Надо знать правду…

Предлагаю подборку документов (как правило, в сокращении или фрагментах) из Увельского районного архива (АУР), Челябинского областного (ОГАЧО), Троицкого районного архива, публикаций газеты «Слово колхозника», секретных донесений  чекистов райаппарата ОГПУ, политотдела Увельской МТС , воспоминаний современников тех лет, базы данных международного общества Мемориал, сведений Информационных центров (ИЦ) УВД и Книг памяти жертв политических репрессий многих регионов России, книги "Край Увельский - отчизны частица" и других источников. 

Через судьбы отдельных людей, наших земляков, детали, подробности их жизни, их не отцензурированные высказывания, документальные свидетельства можно лучше понять и осмыслить, в истинном свете, точнее представить, как жили в советскую эпоху, а также масштабы великой трагедии народа в лихолетье 1930-х годов. Из судеб этих людей и состоит история страны.

    Делать свои выводы, давать свои оценки, соглашаться-не соглашаться – законное право читателя.      

Курсив и выделение – это моё личное мнение.

Стиль документов сохранён, уточнена пунктуация.

                                                                                                                 Кудряев В.В.

 

"Согнём в дугу, а хлеб возьмём"

К концу 20-х годов 20 века положение в сельском хозяйстве страны было критическим. Хлеба в зимнюю кампанию 1928-1929 г. заготовили меньше, чем в предыдущем году. Крестьяне не хотели сдавать излишки хлеба государству из-за низких закупочных цен, невозможности купить необходимые промышленные товары.                                                                                                                         Как прокормить города - рабочий класс, армию, чиновничество, где взять средства на закупку машин и оборудования для начавшейся индустриализации?  С осени 1928 года в городах начинается распределение хлеба по карточкам, а затем и продовольственных и промышленных товаров. Что делать с этим дремучим крестьянством, которое не хочет отдавать хлеб, но нагло хочет получать промышленные товары? Для выхода из хлебного кризиса большевики решили использовать старый, уже испытанный ими метод – продразвёрстку, но к делу подошли творчески и решили подкрепить её раскулачиванием, а для особенно упёртых «злостных зажимщиков хлеба» ещё и выселением. А рыночную торговлю хлебом и другими сельхозпродуктами ограничить – и закрываются базары, запрещена торговля хлебом, на дорогах заградительные отряды и милицейские дозоры, препятствовавшие перевозке хлеба, на крестьянских дворах обыски при поддержке бедняцкого актива и комсомольцев.И всё получилось! Виновными за срыв планов хлебозаготовок были назначены зажиточная часть деревни, кулаки. Их и начали прессовать: принудительное изъятие «излишков», лишение земельных наделов, описи имущества, прекращение отпуска товаров, общественный бойкот.
 

"Семян для посева нет... коллективизируемся на 100%"

В 30-е годы 20 века большевиками был сломан весь уклад сельской жизни, складывавшийся веками, деревня изнасилована, коллективизирована, хребет российской деревни был переломлен раз и навсегда, а на крестьянина был надет колхозный хомут. По сути в стране было уничтожено крестьянство, так как колхозник – не крестьянин в точном смысле этого слова, не самостоятельный хозяин на собственной земле по своему усмотрению распоряжающийся произведённой продукцией, а государственный батрак на сельскохозяйственных работах. Коллективизация была усовершенствованной формой крепостного права.

Гонку коллективизации задала статья Сталина «Год великого перелома» и пленум ЦК ВКП(б) в ноябре 1929 г. Сначала предполагалось к весне 1930 г. объединить в колхозы около 1/3 крестьянских хозяйств. Но чернила ещё не просохли на этих решениях, как снизу, от ретивых сторонников быстрого перевода деревни на социалистические рельсы, из районов, областей, республик пошли «почины» провести коллективизацию и ликвидацию кулачества в сжатые сроки. Наверху, в Москве, подхватили «инициативу трудящихся», всячески поощряли и требовали ударных темпов проведения.

Партийные пропагандисты всячески прельщали крестьян, что колхозы получат большую помощь от государства: тракторы, комбайны, кредиты и т. д., а единоличники – ничего; что коллективным трудом победим бедность. Мужики, счастье близко! Не упустите!В колхоз единогласно

Бедноте терять нечего, кроме своих лаптей. Айда в колхоз!

В куче веселее, может и вправду заживём счастливо.

Однако большинство крестьян не торопилось в колхоз…

Чтоб помочь местным большевикам стронуть мужицкую жизнь с единоличного дворового корня и направить её в колхозный барак, партия направила в деревню более 25 тысяч рабочих, в основном коммунистов, из крупных промышленных центров – наиболее идеологически выверенный пролетарский кадр, которые в сельском хозяйстве мало что кумекали, зато могли лучше проводить в жизнь генеральную линию партии в деревне – сплошную коллективизацию и сплошную утилизацию кулачества.

И государство, и партия коммунистов начали использовать жестокие методы побуждения крестьян войти в колхозы: угрозы, обложение повышенными, непосильными налогами, изъятие земельных наделов, раскулачивание, выселение и т. д. Вот и выбирай крестьянин: или продолжить знакомое с детства дело предков, пахать землю, сеять хлеб, ходить за скотиной пусть и в непонятном колхозе, или совсем разорят твоё хозяйство, а сам попадёшь под выселение, или в тюрьму, или в концлагерь на лесоповал…

 

 

 Из протокола общего собрания граждан Кичигинского с/совета от 29.12.1929 г.

Присутствовало 130 чел.

Слушали: о сплошной коллективизации и проработке Устава сельхозартели

Постановили:

1. Устав зернового товарищества перевести на Устав сельхозартели и принять большинством голосов сплошную коллективизацию с/совета со всеми хуторами, название принять Кичигинская сельхозартель… Всем членам с/совета завтра пойти по кварталам и произвести вербовку в члены колхоза и взять на учёт их имущество, проделав эту работу не позднее 1 января…

2. Контрольную цифру засыпки семенного фонда принять…считать вполне выполнимой (2000 пудов)…Заготовку семенного фонда переложить на зажиточную часть крестьянства, а также и на отдельную часть середняков, более крепких…

Из протокола сессии Увельского РИК от 3-4.1.1930 г.

Слушали: колхозное строительство в районе.

Постановили: отмечая правильность генеральной линии Коммунистической партии и Советского правительства и гигантский рост индустриализации и бурный рост коллективизации сельских хозяйств, каковой за последнее время усилился и в Увельском р-не, а именно, если на 1.10.1929 г. в колхозах состояло 368 дворов, так на 1.1.1930 г. вовлечено в колхозы уже 1311 дворов, что составляет 23 % к общему числу дворов в р-не.

Учитывая это и директивы вышестоящих партийных и советских органов, сессия РИК постановляет:

  1. Контрольные цифры колхозного строительства в р-не с охватом 5557 крестьянских бедняцких и середняцких хозяйств, предусматривающие создание 4-х крупных коммун с количеством в них 1144 хозяйств, 7-ми крупных сельхозартелей с количеством 1945 дворов и организацию 25 мелких сельхоз. коммун и сельхозартелей с охватом в них 2468 хозяйств – утвердить, считать необходимым выполнение этого плана к 1.3.1930 г…

3. Вокруг проведения коллективизации мобилизовать всё батрачество, бедноту и основную середняцкую массу, повести решительное наступление на кулачество и другие социально чуждые элементы деревни. Провести полную чистку существующих колхозов от кулацких и других антисоциальных элементов, решительно изолировать их при организации новых колхозов…

АУР, ф.15, е.х.2, л.15

Лихо действуют большевицкие революционеры: столетиями существовавший весь крестьянский уклад жизни сломать за 2-3 месяца.

Происходивший было с декабря 1929 г. по февраль 1930 г. прилив крестьян в колхозы сменился отливом после появления 2 марта 1930 г. статьи Сталина  «Головокружение от успехов», возложившего всю вину за «искривление партийной линии в колхозном строительстве» на местные власти – «перегибщиков и головотяпов». Местных работников исключали из партии, снимали с работы, отдавали под суд. И в то же время требовали «закрепить успехи и идти вперёд».  Дутые и насильственно созданные колхозы лопнули, женщины с радостью уводили "на рысях" по родным дворам своих дорогих, изрядно отощавших «Звёздочек» и «Красуль», вкусивших «социализма» на колхозной ферме, мужики разбирали свой сельхозинвентарь. Только в марте 1930 г. в Увельском р-не подано 160 заявлений о выходе из кол-за. Мотивы:  не учитывается труд и не оплачивается.                     

Архив г. Троицка, ф.428, оп.4, д.9, л.42

«На 20.3.1930 г. в Троицком округе (в него входил Увельский район) из колхозов вышло более 51 % крестьянских хозяйств».    (Энциклопедия Челяб. обл., т.5, стр.523)

О ходе коллективизации в Увельском р-не на 20.4.1930 г.

На 10 марта 1930г. в колхозах и коммунах состояло 4426 хозяйств, на 20 апреля 1930 г. в колхозах осталось 1809 хозяйств и в коммунах 838.

Архив г. Троицка, ф.428, оп.4, д.9, л.81

с 10 .3.1930 г.  по 20.4.30 г., т.е. после выхода статьи Сталина «Головокружение от успехов» менее чем за полтора месяца из колхозов района вышло 1775 хозяйств, т.е. 40 % всех колхозных хозяйств.

Вот вам и ответ на вопрос: была коллективизация добровольной или насильственной?

Но власть железной рукой продолжала насаждать колхозы…

Из Сводки обращений граждан в Троицкую окружную прокуратуру  25.3.1930 г.

Увельский район:

«Гр-н пос. Рождественский Панарин Пётр Алекс. принёс заявления от 14 граждан, что они вошли в колхоз, в котором обобществили всё имущ-во. Жёны этих последних собрались толпой и разогнали скот по домам,

 закрыв дворы на замок, что спасало от воров, но не спасло от совецкой власти

Правление коллектива предложило скот загнать снова в колхозный двор, но они отказались.Тогда правление колхоза арестовало 14 этих колхозников, посадив их в баню, а для сбора скота собрали переменников (переменники - призванные на военную службу красноармейцы, которые находились на казарменном положении только в короткие периоды учебных военных сборов, а в остальное время жившие дома и занимавшиеся своим обычным трудом - К.В.), вооружив их шашками, они и произвели сгонку скота… Предложено расследовать и анархический разгон скота, и в части производства ареста и вооружения переменников…»

Архив г. Троицка, ф.428, оп.4, д.9, л.41, 76

Дальнейшее расследование показало, что организаторами беззакония были председатель местной коммуны ПЕТРОВ И.А. и секретарь ячейки ВКП(б) ЗИНОВЬЕВ Ф.Г.;

что у части переменников были винтовки;

что где скот хозяевами был заперт - ломали замки и скот выгоняли.

Суд приговорил Петрова к 3 годам  лишения свободы, Зиновьева – к 2-м годам.

Из протоколов общих собраний жителей Увельского р-на:

2 января 1931 г.  8-ой участок пос. Нижне-Увельского

Присутствует 26 чел.

«…о проведении сплошной коллективизации отметить, что колхозные неурядицы, ненормальности нужно изжить, а коллективизацию всё-таки проводить, но на добровольных началах…»

21 января 1931 г.   хутор Денисова

Присутствует 28 чел.

Председ. собрания  Чауров, секретарь Денисов Ив. Вас.

«…для доказательства выполнения заветов Ильича мы, граждане хут. Денисова …по плану выполним полностью и организуем колхоз. Мы…считаем, для нас единственный путь – это колхоз и коммуна, и поэтому с 22 января 1931 г. организовать колхоз, в который записываемся…

 

 

Список вступивших в колхоз:
Мельников Василий Денисов Иван
Следнев Василий Мельников Пётр В.
Мельников В. Денисов Дмитрий

18 января 1931 г.  1-й кв. пос. Нижнее-Увельского.  Присутств. 14 чел.

Председат. собрания  Сазонова, секретарь Балбарин

«…считать необходимым для выполнения посевной кампании организацию колхозов и супряг. Всей  бедноте войти в колхозы и супряги и потянуть за собой остальную массу…»

28 февраля 1931 г. хутор Дудкина. Присутств. 21 чел.

Председ. Дудкин Ник. Степ., секретарь Евсеев Ив. Степ.

Слушали: о коллективизации

Постановили: «сейчас же подать заявления, а к 1 марта представить все документы в Увельский с/совет…»

3 марта 1931 г. Хутор Дудкина. Присутств. На собрании 18 чел.

Слушали: о подготовке к посевной кампании

Постановили: сельсовет дал контрольное задание по севу, но на хуторе Дудкина нет семян, ввиду этого хутор Дудкина к посевной кампании не подготовлен…

Слушали: о коллективизации

Постановили: коллективизироваться на 100 %...

АУР ф.17 оп.1 д.1 л.12, 20, 81, 90

АКТ от 1930 г. декабря 27 дня

Я, председатель сельхозартели «Увелка» Мастыгин Пётр Васильевич, составил настоящий акт в следующем:

Согласно постановлению общего собрания членов с.х.а № 10 о сгоне скота на общий двор и оборудовании двора начали вывозить корм с полей, и правление постановило оставить себе на корову 4 воза и на овцу по полвоза до выгона на пастбище, а остальной корм свезти на общий двор. Но граждане Карповы Михаил и Василий Егоровичи привезли корма 30 возов и весь склали на свой двор. Когда председатель и правление говорили, что оставьте вышеуказанную норму, а остатки везите на свой двор, Карповы категорически заявили: «Мы чужой скот своим кормом кормить не будем…»

У Карповых скота остаться должно 2 коровы и 8 овец, а остальной скот должен быть на общем дворе…А по описи у них числится 5 овец, а корма оставляют на 8, как 3 штуки оказались скрытыми.

Прошу вышестоящие организации принять с таковыми самые репрессивные меры, как шкуриков (вероятно, как шкурников – К,В,) и за срыв всех планов работ»

АУР, ф.17, оп.1, д.1, л.9

На следующий день, 28.12.1930г. на общем собрании членов с.х.а. «Увелка» постановили: «Проверить скот у братьев и если повторится какое-либо недоразумение со стороны Карповых, то твёрдо ставить вопрос об их исключении из колхоза»                                                                там же, л.11

Литер  А

Совершенно секретно

Полномочному представителю  ОГПУ по Уралу, г. Свердловск

Копия: Челябоперсектор

Агентурная рабочая сводка  № 2

13.09.1931 г.

Дата и автор   Содержание Какие меры приняты

(кличка)

Осведом «кудрявый»

ЧЕРНЕВА Мария, колхозница, середнячка Хуторского с/совета, беспартийная, казачка, в присутствии ряда лиц говорила: «Жить в колхозе плохо. Нет ни у кого хлеба и колхоз не даёт. Мы все ждём радостного дня, когда развалится колхоз. Как коммунисты ни кричат о колхозах, загоняют в них народ силой, а всё же единолично мы жили лучше, и голод переносили легче. А сейчас, находясь в колхозе, ещё много примем горя…» Сообщено в РК ВКП(б).

«кудрявый»

КОЗИН Александр, 35 лет, беспартийный, колхозник, на собрании артели «Верный путь» , п. Увельский говорил: «Мы воевали  за советскую власть, за свободный труд, а его нет. В колхозе работаем день и ночь, а получаем фиктивные трудодни. Денег не видишь, а теперь и от хлеба отказывают. .. Советская власть заставляет работать в колхозах, а труд не оплачивает. Наш хлеб обобрали, теперь везите и кормите нас…» Сообщено в РК ВКП(б).

Осведом.  «песок»

Нехаевский с/совет. ОРЛОВ Фёдор Андр. говорил: «Коллективизацию проводят из-под палки, гонят единоличника в колхоз, а что хорошего в колхозе? Я сам жил и батрачил на колхоз больше года, а ничего не получил. Вот я сейчас отбываю принудиловку на производстве, а живу гораздо лучше, зарабатываю по 3 руб.50 коп. в смену, а иногда и больше…».

Райуполномоченный  ОГПУ  Овчинников

АУР ф.15 ед.хр. 9 л. 230-236

Из постановления президиума Увельского райисполкома

15.01.1932 г.

«…Советы Увельского района при помощи бедняцко-середняцкой и колхозной массы под руководством Коммунистической партии в 1931 году в основном с поставленными задачами справились. Добились 70 % коллективизации крестьянских хозяйств района, отдельные с/советы коллективизированы до 95 %...»

АУР, ф.17 оп.1 д.4 л.1-2

О том, как крестьян ломали через колено, загоняя в колхозы, ярко свидетельствует печально знаменитый «кичигинский перегиб», осуждённый райкомом ВКП(б). Осуждённый формально, так как политика насилия и принуждения продолжалась…

Из протокола заседания  пленума  Кичигинского с/с

под председательством Щибря, секретарь Уланов, представитель от

райисполкома Гусев, от ячейки коммунистов Федосов.

Бедноты присутствовало 15 чел., актива 22 чел.     28.02.1931 г.

Слушали: о значении и задачах 3-хдневника – докладчик Гусев

Постановили:

1. Проведение трёхдневника 2-го большевистского сева намеченные мероприятия по ликвидации задолженностей всех видов, взыскание с кулацкой части населения закончить 3 марта, не останавливаясь ни перед чем. В условиях классовой борьбы неплательщиков  привлекать к ответственности, производить описи имущества и продажу такового с торгов.иди в колхоз

2. Закончить с хлебозаготовками в 3-хдневник с кулацкой частью…

3. Дать твёрдое задание кулацкой части по посеву, снегозадержанию, засыпке семян, за невыполнение…– немедленная опись имущества, вплоть до продажи его с торгов…. Злостно  уклоняющихся от посева сдавать под суд.

В области КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ создавать агитационно-инициативные группы, выявлять агитаторов против колхозного строительства и последних сдавать немедленно под суд и КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЮ ДОВЕСТИ ДО 100 % к 10 марта. Нежелающих быть в колхозе выселять как класс…

Практическую установку в работе возложить на ШТАБ, который создать на  всё время посевной кампании 2-го большевистского сева…

В штаб – штурм избрали председателя с/совета Щибря, от ячейки ВКП(б) Федосов, от райисполкома Гусев….»

АУР ф.2 оп.1 д.17 л.11

Крестьянство поверило лозунгу большевиков «земля крестьянам, власть народу», сражалось в годы гражданской войны, проливало кровь за то, чтоб землю в России крестьянам отдать, но в конце концов большевиками было одурачено: в 1917-1918 г. получили землю, а в придачу к ней военный коммунизм и продразвёрстку с продотрядами; но в годы нэпа, получив послабления в виде продналога, возможности аренды земли и применения наёмного труда воспряли было духом, и деревня начала подниматься с колен, появились интерес к труду, стремление приумножать своё хозяйство и семейный достаток; работящие мужики оперялись, ценой каторжного труда всей семьи полнили свои амбары зерном, а двор скотиной. Но коллективизация и раскулачивание подкосили деревню, и жители её не только лишились земли и права  свободно на ней хозяйствовать, но и самог0 звания крестьянин и превратились в колхозников.

 

Жизнь и труд в колхозной клетке

 

 

 

ЖИЗНЬ И ТРУД В КОЛХОЗНОЙ КЛЕТКЕ

 

 

Из докладных записок и агентурных рабочих сводок райаппарата ОГПУ за май – декабрь 1931 г.

о посевной, уборочной, других хозяйственных кампаниях, положении дел в колхозах

«Совершенно секретно»

Полномоч. Представителю ОГПУ по Уралу-инфо г. Свердловск

копия: Челябоперсектор

На тракторе…на 17 мая 1931 г. по  колхозному  сектору план посева выполнен на 52,6 %, по единоличному на 10,1 %. Единоличники по всем с/советам сеют очень слабо: по 1-2 га, а многие и совсем не сеют, заявляя, что хлеба нет.

Вредительство. За последние дни обработка пашни тракторами в посеве производилась настолько  безобразно, что на урожай с этих  массивов  рассчитывать не приходится. Пашня вспахана мелко, по всей поверхности чилизны или огрехи шириной в метр, в два и более. На них уже сейчас растёт трава. Местами вспахано настолько мелко, что только еле-еле взборождена земля, куда и рассеяны семена…                                                 Тракторист Власов В.Ф и прицепщики

                                                      Жеребцов И.К. и Медовикова

                                                            на обработке поля культиватором

(объяснение найдут. Понятно какое: «Происки классовых врагов…»)

По заверению районного агронома, на 20 % этой площади урожая даже при благоприятной погоде ожидать нельзя…

Поручено срочно произвести следствие прокурору.

 

"Сеять хочется... но очень страшно"

Единоличник – самостоятельный крестьянин, живущий своим хозяйством "на беспривязном содержании" без  каких-либо дотаций,  финансовой и технической  помощи государства, мало зависящий от него и не пожелавший вступить в колхоз, был для советской власти как бельмо на глазу. Он  никак не вписывался в большевистскую модель социалистического хозяйства. И потому его следовало выкорчевать, уничтожить, загнать в колхоз.

Как только советская власть не измывалась над ним, всячески третировала, душила повышенными налогами и твёрдыми заданиями по сдаче государству зерна, мяса, молока, шерсти, яиц, сена, соломы и т.д. принуждала весной-летом-осенью работать в колхозе (но когда единоличнику свой участок пахать-сеять-убирать, за скотиной ухаживать – своих дел полно!), а зимой – на лесозаготовки.

Ведя беспощадную борьбу с богатыми власть в зародыше пресекала любую инициативу единоличника личным трудом выбиться из нищеты.

Особенно циничен документ – «Закон о налоге на лошадей единоличников», цель которого – уничтожить последние остатки единоличных хозяйств, превратить самостоятельных хозяев в колхозных батраков. Сначала огреть единоличника дубиной – непосильным налогом на лошадь, а потом протянуть  пряник – вступишь в колхоз – освобождаешься от  налога…

Ну не подлая ли это власть?

 
Еще статьи...
Яндекс.Метрика