Как известно, основатель Советского государства Ленин особенно люто ненавидел 2 сословия: крестьянство и духовенство. Сталин также считал единоличное крестьянство и священство враждебными советской власти социальными группами. Именно крестьяне и попы понесли самый страшный урон, самые большие жертвы в ходе большевицких преобразований.

После гражданской войны в р-не продолжали действовать 11 церквей и молитвенный дом в д. Марково.. При них существовали церковно-приходские 2-х классные школы, где крестьянских детей обучали родному языку (чтение, письмо), арифметике, Закону Божьему. Вместо стихов дети заучивали молитвы: «Отче наш», «Богородица-дева радуйся!», «Рождество твое-Христе Боже наш» и другие.

Но церковь и духовенство всё более испытывают политическое давление и психологический террор совецкой власти, партии коммунистов и её подручных – комсомольцев, которые повели решительную, бескомпромиссную  войну с религией – «опиумом народа», « духовной сивухой» для народа.
Накануне и в дни религиозных праздников с выдумкой и шумом проводят антирелигиозные, оскорбительные и кощунственные для верующих мероприятия: «антипасхи», «антирождества», «антиниколы», мешают проведению церковных обрядов, устраивают антицерковные диспуты, спектакли, театрализованные суды над религией и священниками, иконы приговаривают к расстрелу; пропагандируют новые обряды: вместо венчания в церкви – комсомольские свадьбы; вместо крещения и наречения детей в церкви – в избах-читальнях, красных уголках октябрины-регистрации новорожденных с наречением их новыми, советскими именами: Большевик, Октябрина, Вилен (Владимир Ильич Ленин), Сталина, Гертруда (Герой труда), Элина (ЭЛиктрофикация и ИНдустриализация, Карина (в честь Карского моря, где в 1933 г. родилась на пароходе «Челюскин», затёртом во льдах), Ленор (ЛЕНин, Октябрьская Революция), и т.п., чем-то напоминающие клички домашних животных.

   Екатерининская (с. Красное) комсомольская ячейка (секретарь Иван Титов) 20 марта 1921 г. принимает постановление: «Передать сад священника в распоряжение Союза Молодёжи. В церковной просвирне открыть чулочную мастерскую». Такие самочинные, незаконные действия совецкой властью одобрялись.

 В 1929-1930 г. начинается второе решительное наступление партии коммунистов и советской власти на церковь и духовенство. Резко усиливается антирелигиозная пропаганда, массовым тиражом за счёт государства издаётся журнал «Безбожник», «Библия для верующих и неверующих» Емельяна Ярославского, антицерковные, разоблачающие религиозный «дурман» статьи и книги, популярные брошюры с оскорбительными для верующих карикатурами, стихи и проза советских писателей и поэтов. Разжигается ненависть к священнослужителям, как тунеядцам, паразитам общества, социально вредным и опасным элементам, мешающим строить новую, счастливую жизнь. Атеизм начинают вводить насильно.

В октябре 1929 г.было приказано снять церковные колокола: «Колокольный звон нарушает право широких атеистических масс городов и деревень на заслуженный отдых». Кресты и колокола демонстративно, в присутствии прихожан сбрасывали на землю, жгли иконы, рубили топорами. Храмы  закрывались, церковное имущество и утварь расхищались или уничтожались.

Священников давили налогами, лишали избирательных прав, затем начали «кулачить» – аресты, ссылка, расстрелы. Храмы закрывались под предлогом малого количества или полного отсутствия прихожан, неуплаты налогов, ветхости или антисанитарного состояния  зданий церквей, необходимости «создать очаг культуры на селе»: открыть красный уголок, избу-читальню или клуб. Но чаще колхозы устраивали в закрытых храмах склады, конюшни, мастерские по ремонту сельхозмашин и т.д. Впрочем, о беззаконных действиях местной власти по закрытию церквей красноречиво говорят документы:

Уральский облисполком.  18.5.1931 г.                                     ЦИРКУЛЯР

«О соблюдении директив ВЦИКа СССР при закрытии церквей»

В органы власти поступают в большом количестве жалобы на закрытие церквей райисполкомами и сельсоветами под всякими предлогами: при неуплате налога за здание культа (наиболее частый мотив); непроизводство ремонта; постановления незначительной части населения о закрытии; отсутствие служителей культа и прочее. …сплошь и рядом встречаются факты извращения действительного положения вещей, а именно:

а) церковь отбирается под предлогом неуплаты налогов, а в действительности налоги не уплачены потому, что платежи предъявлены в повышенных размерах…с нарушением директив Наркомфина СССР…

б) в акте осмотра комиссией здания определяют суммы ремонта в громадных цифрах, несмотря на явную невозможность за отсутствием дефицитных стройматериалов; предъявляются верующим наикратчайшие сроки для выполнения указаний комиссии, а до отремонтирования церковь закрывается, хотя никакой угрозы обвалом здания не имеется.

в) для служителей культа создаются такие условия, которые заставляют их уезжать, и церковь закрывается, что якобы не используется по прямому назначению.

Президиум ОблИК напоминает: районные и окружные исполкомы, горсоветы имеют право запрещать служение в храме, если грозит обвал, в остальных случаях местным органам закрывать церковь не разрешается, это право ОблИК.

ПРЕЗИДИУМ ОблИК «КАТЕГОРИЧЕСКИ ПРЕДЛАГАЕТ ПРЕКРАТИТЬ ЗАКРЫТИЕ ЦЕРКВЕЙ, НЕ ОБОСНОВАННОЕ ЗАКОНОМ.

ВСЕ НЕЗАКОННО ЗАКРЫТЫЕ В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ЗДАНИЯ КУЛЬТА ПРЕДЛАГАЕТСЯ ВЕРНУТЬ ВЕРУЮЩИМ» (выделено мной – К.В.)

ОблИК осуждает практику закрытия церквей в административном порядке без широкого обсуждения.                                                        АУР, ф.15, е.х.6, л.77

Оцените степень лицемерия и цинизма власти. Вроде она «категорически» против закрытия церквей, кроме грозящих обвалом здания, но, как видно из ниже приведённых документов, областная власть даёт «добро» на закрытие церквей даже в том случае, если оно обосновано «недостатком складочных помещений».
Какой обвал грозил мощным каменным строениям храмов в Петровке, Мордвиновке, Николаевке (Красносёлке), возведённым на века совестливыми строителями с богом в душе? Их не могли порушить ни время, ни большевики. Но все они были закрыты с одобрения областной власти. И никто не получил отказа.

Делая вид, что выступает в защиту прав верующих, власть одновременно даёт сигнал местным начальникам, как обойти закон: надо организовать широкое народное обсуждение вопроса – закрывать ли церковь. И добиться от как можно большего числа жителей одобрения на закрытие.

С первых месяцев своего существования советская власть боролась с религией и церковью. Эту задачу с предельной ясностью сформулировал вождь мирового пролетариата Ленин ещё в 1922 г.:
« изъятие церковных ценностей (имущества, икон, крестов, церковной утвари и т.д.), в особенности самых богатых церквей и монастырей, должно быть произведено с самой беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше.».
Лучший из учеников Ленина, Сталин, с честью выполнял эту задачу.

Ну не могло быть в новом обществе в головах людей две веры, две религии – вера в Христа и вера в коммунизм. Это бы замутняло сознание людей, тормозило решение важнейшей задачи – воспитание НОВОГО человека – строителя коммунизма.

Увельский райком ВКП(б) и райисполком лицемерно старались оправдать  варварские действия по разрушению храмов тем, что якобы этого требуют  «широкие трудящиеся  массы», и ссылались при этом на решения народных собраний. Однако эти решения тщательно готовились, чтоб не получилось осечки.

Каменная разрушенныя церковь Сначала в трудовых коллективах и в деревнях проводились собрания коммунистов,  комсомольцев и бедноты, где выносилось решение каждому члену партии, комсомола, бедноте на предстоящем общегражданском собрании активно агитировать и добиваться  принятия решения о закрытии церкви. Добившись этого, обращались в сельсовет с просьбой закрыть церковь.

Сельсовет, где верховодили коммунисты и беднота, имея на этот счёт чёткие установки районной власти, принимал решение о закрытии храма, и просил райисполком утвердить решение с/совета. РИК в этом, конечно, не отказывал.

И, наконец, полное разрушение храма, прекрасно понимая ,какова в религиозном вопросе генеральная линия партии, освящал своим высоким решением Челябинский облисполком.

Так примитивно-хитро действовала власть, имитируя законность и демократизм  принятия решений. Многие прихожане втихомолку осуждали действия безбожной власти, крестились, некоторые плакали, видя низвержение крестов и уничтожение икон, но чтоб кто-то смело выступил в защиту церкви и воспротивился закрытию храмов – такого в Увельском районе не было…

Народ легко «сдал» православную веру – веру отцов, дедов, далёких предков: голосовал на собраниях за закрытие храмов, выселение семей священников, равнодушно смотрел на разрушение церквей.  Да и была ли она искренней, истинной и глубокой, эта вера?

Если колхоз не использовал здание храма для хозяйственных нужд и оно стояло пустым, «верующие» разрушали его постепенно самостоятельно: кто перекрестясь, а кто и нет, выламывали, где могли, кирпичи, отрывали доски, снимали полы, высаживали оконные переплёты, вырывали в окнах металлические решётки, сдирали с крыши жесть и тащили по своим дворам; молодёжь громила памятники на могилах вблизи храмов умерших местных священников, оставляла на стенах скабрёзные надписи, справляла большую и малую нужду. 

Религиозность русского народа часто преувеличивают. Может быть, не так уж неправ был Белинский в письме к Гоголю: «Русский человек произносит имя Божие, почёсывая себе жо…»

К сожалению, преступные, по моему мнению, действия  советской власти и партии коммунистов по отношению к церкви до сих пор не получили юридической оценки на государственном уровне …

1. В л а с т ь   и   ц е р к о в ь

Параскевинский православный храм Хуторского с/с

Храм деревянный, одноэтажный, семиглавый, главы покрыты железом, кресты на главах позолоченные. Храм построен в 1905 г. (в 1887 г. - энциклопедия "Увельский р-н", т.2, стр. 363), не перестраивался, последний ремонт в 1911 г.
При храме 3-х ярусная деревянная колокольня с 5-ю колоколами. Храм имеет 3-х ярусный золочёный иконостас высотой 5,7 м, шириной 8,5 м с 34 иконами. Изготовлен в 1906 г., имел 9 киотов с 51 иконой. Ограда храма каменная с железной решёткой по верху. Здание не сохранилось.

Церковная община при Хуторской церкви не была единой: верующие делились на 2 группы – староцерковников и обновленцев. В СССР в 20-30-х годах 20 века произошёл церковный раскол. Сторонники патриарха Тихона, резко критиковавшего советскую власть и выступавшего против вмешательства безбожного государства в дела церкви, выступали за строгое соблюдение всех церковных правил, норм и канонов, строгой иерархии – это староцерковники.
Обновленцы же, сторонники «живой церкви», выступали за «обновление», «демократизацию церкви», введение выборных начал в руководстве церковью и т.д. Они  более лояльно относились к советской власти, а некоторые церковные иерархи сотрудничали с чекистами ОГПУ.

Конечно, не шибко просвещённые наши земляки слабо разбирались в этих разногласиях, но разделение верующих проявлялось и здесь, в особенности в Хуторском приходе. В 1926- 1927 г. при новой перерегистрации церковных приходов происходит объединение этих групп в единую общину. Победили обновленцы. Но это не спасло их от жестоких репрессий безбожной власти.

Численность членов Хуторской церковной общины в церковных документах различна: от 245 чел. (очевидно, это одна из групп верующих) до 2155 чел. (после объединения ) в 1926 г. и до 990 чел. в 1930 г.

До 1925 г. священником служил Фальковский Александр Васильевич.

(его отец Фальковский Василий Андреевич с 1881 г. несколько лет служил священником в церкви с. Рождественского, где также преподавал Закон Божий в церковно-приходской школе, коей и заведывал).

22 февраля 1925 г. общее приходское собрание верующих, выразив искреннюю благодарность церковному совету за хорошее ведение дел, постановило: «ввиду болезненного положения священника или заражённого алкоголем, единогласно от занимаемого такового места отстранить.

Заслушав заявление священника Парфёнова Иоанна Николаева на должность в Хуторскую церковь, как старого известного работника, который положил много труда на оборудование и восстановление данного храма, постановили по большинству голосов принять такового  на условиях, выработанных церковным советом.»

В 1927 г. верующие Хуторского с/с решили образовать единую христианскую православную общину на автономных началах с объединением прихожан как староцерковников, так и обновленцев. Пастырем избрали священника Парфёнова Иоанна Николаевича.
Дьяконом при храме служил Успенский Семён Васильевич

С 1928 г. священником Параскевинской церкви Хуторского с/с служил Галкин Андрей Павлович. Размер получаемого за службу вознаграждения 310 руб. 25 коп. в год.
АУР, ф.46, д.9

Галкин Андрей Павлович родился в 1885 г. в г. Златоуст, священник. Проживал в д. Нововоскресенка Называевского р-на Омской обл.
Арестован 7.8.1937 г.
Осуждён 15.11.1937 г. "Тройкой" при управлении НКВД Омской обл. по ст. 58-10 УК РСФСР.
Приговор:высшая мера социальной защиты - расстрел.
Расстрелян 18.11.1937 г. в г. Омск.
Реабилитирован президиумом Омского облсуда 24.12.1965 г.
Источник: КП Омской обл., стр. 207.

В Хуторском с/с  располагалась Свято-Николаевская церковь бывшего мужского монастыря, названная в честь Николая Чудотворца. Это было деревянное одноэтажное здание с 3-мя главами, на коих были позолоченные железные кресты. Построен в 1910 г., имел 3-х ярусную деревянную колокольню с 4 колоколами весом в 25 пудов, 5 пудов, 30 фунтов и 20 фунтов. 2-х ярусный иконостас имел 11 икон. На 4-х киотах располагалось 13 икон.
При храме имелось кладбище. Здание не сохранилось.

В дер. Марково имелся молитвенный дом – деревянное здание о 2 комнаты с коридором о 3-х куполах с числом колоколов:
Весом 9 пудов – 1; весом 2 пуда – 1; весом 1 пуд – 1     Данные за 1926 г.
АУР, ф.46, д.8, л.2-8,20

Численность верующих в 1930 г.:

Копанская религиозная община верующих…………………186 чел.

Хуторская община Параскевинской церкви…………150 чел

Кичигинская община Христо-Рождественской церкви…767 чел.

Дуванкульская община Вознесенской церкви………………261 чел.

Мордвиновская община Михаила Архангельской церкви.. 996 чел.

Рождественская община верующих ………… 600 чел.

Церковь в честь Рождества Христова в с. Рождественка освящена в 1872 г. Храм деревянный на каменном фундаменте, колокольня деревянная, крыта железом. До революции в приходе имелись дома для священнослужителей, просвирня, библиотека из 50 книг, церковно-приходская и две земские школы - в Ключах и Рождественке. Численность православного населения прихода в 1916 г.: в Ключах 923 чел., в Рождественке 896 чел., дер. Дубынина 68 чел. Здание церкви не сохранилось. 

На общем собрании верующих Рождественского прихода 25.4.1930 г. постановили: «просить об утверждении настоятелем прихода протоиерея Малышева Ксенофонта Владимировича». В анкете, которую был должен заполнить священник (для представления в органы власти), было указано, что родился он в 1866 г., в Рождественку был приглашён верующими, до этого служил священником в Кочкарском р-не, что в Рождественке за службу жалованье ему не определено, будет существовать на добровольные пожертвования.

Это был, вероятно, последний священник в Рождественском храме.
АУР, ф.46, д.15, л.7, Энциклопедия. Увельский р-н, стр.364-365

Петров Александр Дмитриевич 1889 г. рожд., сын священника. Окончил Оренбургскую духовную семинарию, назначен священником Христорождественской церкви с. Рождественского (Увельского р-на) 19.8.1911 г. Состоял заведующим и законоучителем Рождественской церковно-приходской школы, законоучителем земских начальных школ в с. Рождественском и дер. Ключи.
Получал в с. Рождественском жалование от казны 300 руб., кружечного сбора 180 руб., хлебного сбора до 100 пудов (1916 г.)
Источник: «Энциклопедия. Увельский район», т.2, стр.41-42, 364-365

«ПЕТРОВ Александр Дмитриевич  1889 г. рожд., житель Увельского с/с, установлено: хозяйство кулацкое, с 1927 по 1931г. служитель религиозного культа, в 1931г. всё хозяйство изъято, выселен из пределов района.»  (из постановления Увельского райисполкома от 16.3.1936 г.).
АУР, ф.15, е.х.17, л.48

Петровская православно-христианская община верующих Михайло-Архангельской церкви (ныне именуется церковь во имя святых апостолов Петра и Павла) заложена в 1854 г., освящена в 1861 г. Церковь и колокольня каменные с каменной оградой, имелись дома для священнослужителей.
В приходе до революции 1917 г. имелись 2 церковно-приходские школы, земская школа, 2 училища Министерства народного просвещения.
После октябрьского переворота 1917 г., когда верующих людей стали считать чуть ли не врагами советской власти, на духовенство и активных верующих обрушились репрессии, когда власть стала брать церковь под тотальный контроль, а верующих обязали официально зарегистрироваться как членов религиозной общины, численность приходов резко сократилась.
Православное население прихода в 1916 г.: Петровка – 3034 чел, Покровка (Каштак) – 2142 чел., Андреевка – 1152 чел., Б. Шумаково – 834 чел., Татарка - 801 чел., Михайловка – 383 чел.  

Численность прихода на 1 мая 1930 года по учёту....890 чел., на 28.4.1933 г….261 чел.

На общем собрании членов Петровской христианской общин 23 апреля 1930 г. решено: «Служителями культа при Петровской общине верующих оставить и просить об утверждении настоятелем протоиерея Костарева Фёдора Дмитриевича и 2-м свяшенником Скопина Александра Андреевича

Скопин А.А. родился в 1879 г. в с. Петровском Увельского р-на, сын священника. Учился в Челябинском духовном училище.  Начинал службу в 1897 г. псаломщиком Михайло-Архангельской церкви с. Петровского.

С 1 декабря 1900 г. отбывал воинскую повинность, с 1902 г. служил псаломщиком в храмах Троицкого уезда. В январе 1911 г. переведён в церковь с. Петровского, 3 апреля 1911г. епископом Феодосием рукоположен в сан диакона. Имел архипастырское  благословение «За труды по изысканию средств на расширение местного храма». Получал содержание в с. Петровском от казны 35 руб. 28 коп., братские доходы. 21 февраля 1917 г. переведён на место псаломщика церкви с. Кочкарского.

Челябинским епархиальным управлением в 1920 г. назначен священником в Михайло-Архангельскую церковь с. Петровского.  Размер вознаграждения за службу и требы 450 руб. в год.  <р> За 2 месяца до избрания его общим собранием общины священником Петровской церкви постановлением Увельского РИК от 22.2.1930 г. по предложению части односельчан, бедняцкого актива, ячейки коммунистов, с одобрения Петровского сельсовета приговорён к выселению всей семьёй из пределов Увельского района. (смотри Списки раскулаченных, выселенных, убитых)

В 1933-1936 г. находился в концлагере в г. Березники Пермской обл.

Позднее служил священником в одном из храмов в г. Троицке.
30 августа 1937 г. арестован  органами НКВД, безвинно приговорён к расстрелу и 16 ноября 1937 г. расстрелян.

Костарев Ф. Д. 1896 г. рожд., служил в Петровской церкви священником с 12.4.1917 г. Вознаграждение за службу до 500 руб. в год от добровольных поступлений и требы. Был осуждён в 1927 г. по ст. 74 УК РСФСР.

Протоиерей Лаптев Илия Акимович, служивший священником с 1914 г. в различных храмах Троицкого округа, селе Уйском, посёлке Карагайском, предположительно с конца 1932 г. и точно с января 1933 г. приступил к служению в церкви села Петровка.
АУР, ф.46, д.16, л.1-7,48-51; Энцикл-ия "Увельский район", т.2, стр.48, 365-366. 

  В 1935 г. постановлением Челябинского облисполкома церковь была закрыта, а здание было передано местному колхозу, который использовал помещение под склад сельхозпродукции, а затем под машино-тракторную мастерскую.

Николаевская (с. Красное) церковная община при храме Вознесения Христова

Храм каменный о семь глав, покрытых жестью, кресты на главах окованы жестью. Год постройки 1886, имеет колокольню в 2 яруса постройки 1888 г. с 7 колоколами. В храме 3-х ярусный золочёный иконостас с 34 иконами

«Приходской совет Вознесенской церкви села Николаевки 1923 года мая 5 дня…осмотрел церковный второй колокол и нашёл его расколотым; причиной этого послужила по распоряжению местной сельсоветской власти тревога ночью на 4 мая 1923 г. по случаю кражи лошадей у граждан села. Большой же колокол расколот ещё в 1918 г. при приходе частей войска гражданской войны.
Председатель приходского совета священник Вениамин Касимовский
Члены совета Пётр Григор. Корабельников, И.Пищальников
Председатель Красносельского с/с Дмитр. Садовников» 

До революции в приходе имелось 2 церковно-приходские школы, училище Министерства народного просвещения. После закрытия церкви безбожной властью колхозники использовали здание для хранения зерна, под склад запчастей для сельхозтехники.

Священником при храме Вознесения в 1930 г. служил Тимошевский Григорий Дмитриевич, выбранный верующими, с вознаграждением за службу до 360 руб в год.

Тимошевский  Григорий Дмитриевич, 1882 год рожд.  Место рождения г. Бузулук, Куйбышевский край, русский, образование среднее, беспартийный, из семьи служителей религиозного культа. Место жительства: Верхнеуральск, Челябинская область, священник.                                                                                                       Дата ареста 14.10.1937г.                                                                                                                                               Осужден «Тройкой» при УНКВД по Челябинской области 04.11.1937г. Номер статьи УК РСФСР: 58, ч.2-10-11  Мера наказания: высшая мера наказания (Дата расстрела 29.12.1937г.)                                                                  Реабилитирован 04.04.1958г.  Военным Трибуналом Уральского военного округа.                                                        Подвергался  репрессиям ранее: в 1932 г.                                                                                                          Источник: ОГАЧО, ф. Р-467, оп. 3, д.1942

Численность членов прихода Вознесенской церкви на 1.1.1930 г   300 чел.
АУР, ф.46, д.1,л.32

Постановлением  ВЦИК и СНК СССР от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях» верующим было предписано создать во всех церковных приходах религиозные общества, образовать выборные органы общества подать заявление и пройти новую перерегистрацию в районных и окружных органах власти, для чего церковная община должна была представить больше десятка различных бумаг;
создать группу учредителей религиозного общества (церковный совет),
представить протокол учредительного собрания о создании общества,
избрать исполнительный орган общества (председателя церковного совета, секретаря, казначея),
избрать ревизионную комиссию,
принять Устав общества (образец рекомендован органами власти),
заключить с органами власти договор на право пользоваться храмом и всем церковным имуществом (отобранным государством у церкви ещё в 1918 г. декретом об отделении церкви от государства),
представить полный список всех членов общины, учредителей,  исполнительного органа и членов ревизионной комиссии,
а также анкету, заполненную священником, где надо было указать, где он проходил службу, начиная с 1914 г., был ли судим и так далее.

Это позволяло власти сразу же выявить всех наиболее активных членов религиозной общины и в случае проявления каких-либо действий или высказываний, неугодных власти, пресечь контру на корню.

В договоре, кстати, содержались запреты:
«на проведение собраний враждебного Советской власти направления,
раздачи или продажи книг, брошюр, листовок, посланий, обращений, направленных против власти и её представителей,
 произнесение проповедей, речей, выступлений, враждебных советской власти или её отдельным представителям,
 совершение набатных тревог для созыва населения в целях возбуждения его против Советской власти…»

Церковные общины испрашивали разрешение у сельской и районной власти  на проведение собраний прихожан, причём в прошении надо было указать, какие вопросы будут обсуждаться; на совершение крестных ходов; на сбор с прихожан добровольных пожертвований на нужды храма и т.д.

Церковь была поставлена под полный контроль власти, затихла, смирилась, критики безбожной власти не допускала, нравственной оценки её преступным деяниям не давала. Государственный догляд за церковью был жёстким.

 

2. Православная Россия рушит храмы

29 апреля 1930 г. начальник Увельского районного административного отделения Троицкого окружкома направил всем председателям сельсоветов р-на строгое предписание представить не позднее 3 мая 1930 г. сведения о регистрации религиозных обществ на территории с/совета с указанием количества выстроенных вновь молитвенных зданий с начала советской власти, церквей, часовен, синагог, мечетей; количество не используемых молитвенных зданий, а также численность в составе исполнительных органов объединений верующих трудового элемента – рабочих, крестьян, служащих, ремесленников-кустарей и нетрудового элемента – служителей культа, торговых предпринимателей и др.

Власть готовилась к зачистке религиозного поля и проводила учёт материальных, людских и организационных ресурсов мнимого противника: численность верующих поимённо, состав учредителей религиозных общин поимённо, состав церковного совета поимённо, персональные данные о священнике, в том числе компрометирующие и т.д.

Власть затребовала срочно документы – верующие послушно представили.

«В административный отдел Увельского РИКа

Для совместного удовлетворения религиозных потребностей мы, граждане в числе 767 человек, принадлежащие к приходскому Кичигинскому Христо- Рождественскому храму, решили образовать религиозное общество верующих. Район деятельности объединения будет распространяться на пос. Кичигинский и прилегающие хутора: Нехорошевский, Тульский, Петропавловский, Леонтьевский, Марковский, Шумаковский, Улановский, Созоновский, Шлыковский.

В соответствии с постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 8.4.1929 г. «О религиозных объединениях» и Инструкцией НКВД от 1.10.1929 г. «О правах и обязанностях религиозных объединений» просим зарегистрировать Кичигинское религиозное общество верующих…

Примечание:
Список учредителей в 2-х экземплярах,
Список членов исполнительного органа в 2-х экз.,
Список членов ревизионных органов в 2-х экз.
Список верующих в 2-х экз.,
Анкета на служителей культа в 2-х экз.
Председатель общины Попов, члены Корелин, Фомичёв»
Источник: АУР, ф.46, д.13, л.2

На документе резолюция админ. отдела Увельского РИКа: «проверить и зарегистрировать. 2.5. Уд. выд.» (удостоверение выдано – К.В.)

Лицемерно провозгласив отделение церкви от государства, советская власть, партия коммунистов поставили церковные общины под бдительный надзор.

СПИСОК  УЧРЕДИТЕЛЕЙ

Кичигинского религиозного общества староцерковников на 25.4.1930 г.

Петрова Анна Кузьм.,49 лет

Корелин Никита Матв., 53 лет                     раскулачен, выселен

Старикова Анна Петр., 32 лет                    лишёнка

Чибизов Никанор Дмитр., 64 лет

Бабкина Екатерина Вас., 50 лет                   раскулачена

Фомичёв Александр Степанович, 55 лет           расстрелян в 1937 г.

Сотников Михаил Фил., 70 лет

Бабкина Харитинья Н., 53 лет, сын Василий репрессир. по ст.58, 10 лет ИТЛ

Гусев Иван Анисим., 65 лет

Угрюмов Егор Степан., 35 лет                 приговорён к расстрелу

Корелин Дмитрий Никифор., 63 г., «выбыл из Кичигино неизвестно куда»

Попов Пётр Степан., 28 лет             хоз-во совместно с отцом раскулачено

Фомичёва Анна Васильев.

Бабкин Иван Фомич, 69 лет                       лишенец, раскулачен

Антонов Григор. Алекс., 56 лет                лишенец,  раскулачен, выселен

Фомичёв Никита Захар., 71 год

Бирюкова Фетинья Дмитр., 70 лет       лишёнка, хозяйство самораскулачено

Угрюмов Михаил Степан.                          в 1937 г. расстрелян

Ярушина  Анна Семёнов.

Уланов Иван Петров., 42 лет                   лишенец,  выселен

 

СПИСОК ЧЛЕНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ОРГАНА
Кичигинского религиозного общества староцерковников

Попов Пётр Степанович, 25 лет (28 - ?), хлебороб, несудимый, председатель

Корелин Никита Матвеевич, 53 лет, хлебороб, несудимый, раскулачен, выселен

Фомичёв Никита Захарович, 71 год, хлебороб, несудимый

 

АНКЕТА на служителя Кичигинского религиозного общества

1. ФИО  Ануфриев Евгений Фёдорович

2. Год рожд.  1877

3. Место службы и занимаемые должности или род занятий с 1914 г. по настоящее время:  с 1914 г. по 20 ноября 1926 г. настоятель Кузнечёвской кладбищенской церкви г. Архангельска. С 1927 г. по 6.1.1930 г. в селе Викулове Ишимского округа Уральской обл. в ссылке.  С 7.2.1930 г. священник при Кичигинской церкви.

4. выполняет культовые обязанности по найму, или по выбору, или по назначению: служу священником по договору с советом Кичигинского религиозного общества.

5. размер получаемого вознаграждения:

(власть беспокоится, как бы не разбогател «служитель культа» в своём нищенском приходе, как бы не уклонился от налогообложения – и «обложат» его повышенным налогом в индивидуальном порядке как имеющего нетрудовой доход, как эксплуататора).

Доходы от требоисправлений. Постоянного, определённого жалования не положено.

6. был ли осуждён, если был, то за что:   Постановлением Особого Совещания при коллегии ОГПУ от 27.1.1927 г. по ст. 58-17 УК осуждён на ссылку на Урал на 3 года. Освобождён 6.1.1930 г. с разрешением свободного проживания на территории СССР.

7. Район деятельности:  с. Кичигино, пос. Нехорошевский, хутора: Марковский, Петропавловский, Шумаковский, Улановский, Замятинский, Леонтьевский, Шлыковский, Тульский, Созоновский.
Протоиерей  Ануфриев Евгений  Фёдорович  25.4.1930 г.
Источник: АУР, ф.46, д.13, л.4,7,10

Ануфриев Евгений Федорович

Год рождения 1877 
Место рождения Архангельская губ., Мезенский у., с.Койнас 
протоиерей 
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1]

Служение

Свердловская о., пос.Талица (ныне г.Талица), Петро-Павловская церковь
протоиерей 
Год окончания 1938 
По данным [2] служил в п.Урга Талицкого района

Аресты

Свердловская о., пос.Талица (ныне г.Талица)
Год ареста 1938 
День ареста 25 
Месяц ареста 6

Осуждения

20/04/1939 
Приговор 10 лет ИТЛ 
Дальнейшая судьба неизвестна

Публикации

1Лавринов В., протоиерей. Екатеринбургская епархия. События. Люди. Храмы. Екатеринбург: 
Изд-во Урал. университета, 2001. 336с.  С.185. 
2Выборка священно-церковнослужителей, сделанная по книге: Книга памяти жертв политических репрессий. Свердловская область. Т.1-4. Екатеринбург: Уральский рабочий, 1999-2003. Машинопись.  С.2.

Документы

Список имен священников Екатеринбургской епархии, репрессированных в 20-е - 40-е  годы

(составлен по архивным материалам)

Церковь в честь Рождества Христова в с. Кичигино построена в 1776 г., деревянная, имела 5 колоколов общим весом 1,5 тонны. При храме имелась церковно-приходская школа.

Протокол от 16 августа 1935 г. общего собрания рабочих и служащих Кичигинской МТС и МТМ под председательством тов. Вяткина.  Присутств. 151 чел.

Слушали: об использовании бывшего церковного здания под культурные нужды МТС.

Постановили: отмечая, что бывшее церковное деревянное здание в течение ряда лет бездействует, нужда в этом здании как месте выполнения церковных обрядов совершенно отпала, так как верующих среди рабочих и служащих, жён и членов семей в данное время нет, (куда же делись 767 верующих совершеннолетних граждан Кичигинского прихода, учтённых при регистрации церковной общины в 1930 г.? Неужели к 1935 году все померли?) мы просим Кичигинский с/совет и Увельский райисполком передать это здание для культурных нужд МТС. Это здание уже в течение года используется как складочное помещение и дальнейшее его безобразное состояние может привести к разрушению. Между тем рабочий комитет и дирекция МТС крайне нуждаются в использовании помещения для размещения рабочкома, организации отдыха, для радиоузла и размещения конторы  МТС.

Далее следуют 2 листа с подписями около 150 чел., присутствовавших на собрании и согласных церковь закрыть и передать здание МТС. 4 человека, присутствовавших на собрании, не подписались…

Протокол ОБЩЕГО собрания граждан Кичигинского с/с 16 сентября 1935 г.  Присутствовало 22 чел.

(Почему так мало людей присутствовало на общем собрании?
Считали – противиться бесполезно?
Были согласны с решением собрания работников МТС?
Боялись?)

Слушали: о закрытии церкви.

Постановили: обсудив информацию председ. с/совета тов. АБАЕВА, пустующую церковь  закрыть и передать под культурные нужды рабочих и колхозников…
АУР, ф.2, оп.1, д.32, л.17, 18, 22

Из протокола расширенного пленума Кичигинского  с/с от 18 сентября 1935 г. Присутствовало членов с/с 8 чел., актива 11 чел.

Постановили: учитывая ходатайство рабочих, служащих, колхозников, трудовых  единоличников  о закрытии церкви в с. Кичигино, пленум с/совета постановляет: просьбу удовлетворить, протоколы общих собраний утвердить, церковь закрыть, передав её Кичигинской МТС…
АУР, ф.2, оп.1, д.31, л.22

Из протокола заседания президиума Увельского райисполкома 23 сентября 1935 г.

Постановили: …церковь Кичигинской общины верующих не функционирует с 1930 г. Община верующих как таковая распалась

(оцените цинизм власти, ведь она сама очень даже способствовала распаду общины: церковь была обложена повышенным налогом; священники, спасаясь от оскорблений, издевательств, налоговой давиловки или уехали из Кичигино, или, как и часть членов церковного совета, были раскулачены, высланы или заключены в тюрьмы и концлагеря)

и верующих, желающих взять в пользование здание церкви и имущество культа на условиях, предусмотренных ст.27, 33 постановления ЦИК и СНК РСФСР от 8.04.1929 г. для удовлетворения религиозных потребностей, нет.

Идя навстречу требованиям колхозников к-за «Новая  жизнь» и рабочих Увельской МТС президиум РИКа считает необходимым ходатайство общих собраний удовлетворить, церковь в с. Кичигинском закрыть, здание церкви использовать под культурные нужды пос. Кичигинского. Просить президиум Челябинского облисполкома настоящее постановление утвердить.
Предс. РИКа Погорелов, секрет. Скобелкин
АУР, ф.2, оп.1, д.32, л.50

Из протокола заседания президиума Челябинского облисполкома от 2.10.1936 г.

Деревянная разрушенная церковьпункт 54. О закрытии церкви в с. Кичигинском Увельского р-на.

Ходатайство президиума Увельского райисполкома, основанное на постановлениях граждан с.Кичигинского и пленума Кичигинского с/с о закрытии церкви - удовлетворить.

Разрешить Увельскому РИКу снести здание указанной церкви в связи с тем, что оно угрожает обвалом ввиду своей ветхости…
Председатель облисполкома Советников.
АУР, ф.2, оп.1, д.36, л.179

Кичигинская церковь имела 5 колоколов весом: 35 пудов 1 фунт; 25 пудов; 18 пудов 20 фунтов; 11 пудов; 1 пуд 20 фунтов. Общий вес колоколов около 1,5 тонны.

На общем собрании общины верующих Мордвиновского с/с 25.4.1930 г. «приняли и постановили: священника Топоркова Алексея Андреевича, прослужившего у нас в промежутки 3 года, 5 лет псаломщиком, 30 лет дьяконом, 4 священником по просьбе верующих принять священником Михаило- Архангельской церкви с. Мордвиновки».

ПРОТОКОЛ № 38 заседания Увельского РИК от 15.3.1930 г.

Церковь во имя Святого архангела Михаила в с. Мордвиновка построена в 1890 г. Храм каменный, при нём действовала церковно-приходская школа.
Постановлением Мордвиновского с/с 4.12.1935 г. церковь была закрыта, но это решение вскоре Уральским облисполкомом было отменено, здание возвращено верующим с условием произвести ремонт.

Но, вероятно, церковный приход, разорённый большевистскими реквизициями, раскулачиваниями, выселением, страхом перед жестокими репрессиями по религиозным мотивам, не смог собрать необходимые средства и провести ремонт. Власть воспользовалась этим, и 25 ноября 1936 г. решением Челябинского облисполкома церковь была окончательно закрыта и переоборудована под клуб. Здание в испоганенном большевиками виде сохранилось.

АУР, ф.46, д.18, л.23

Слушали: о закрытии Копанской церкви Хомутининского с/с по требованию общегражданского собрания хутора.

Постановили: предложить сельсовету для обсуждения этого вопроса привлечь большее количество населения. (очевидно, на собрание обсуждать вопрос о закрытии церкви пришло малое количество жителей).
АУР, ф.15, е.х.2, л.39

Из протокола заседания президиума Увельского  с/с от 15 апреля 1933 г.
Присутствовали товарищи: председ. с/с  Гулин, от колхозной партячейки Хлызов, секретарь партячейки Овчинников. Члены президиума: Булдыгин К.С., Лачков, Желнин Н.И., Котляров, Попов А.С., Коротина В.Ф. секретарь партячейки Кузин.

Заслушав доклад тов. Гулина по вопросу о закрытии церкви,
Постановили: …просить райисполком, чтобы решения общих собраний утвердили по части закрытия церкви и передаче её под  культурные нужды, ибо в этих стенах проводится затемнение тёмной массы и обман её. И где церковные приспешники ходили по населению, собирали деньги для того, чтобы оплатить церковный налог. И чтобы обманывать опять людей для наживы церковных приспешников.
А поэтому президиум с/совета просит президиум РИКа утвердить решение с/совета и  общих  гражданских  собраний закрыть церковь и передать в культурное учреждение.
АУР, ф.17, оп.1, д.2, л.67

22.7.1933 г.           В-срочно. Не подлежит оглашению.  Кабановка…с/совету

Проводимая инвентаризация в р-не ценного металлолома, каким является колокольная бронза, Увельский РИК предлагает в 5-дневный срок представить сведения о колоколах в культовых зданиях на территории сель-совета по прилагаемой форме:

Церковь частично действует/бездействует ……………….бездействует
Количество колоколов  ………..................................................7 штук
Вес колоколов каждого в отдельности в пудах …1 – 20 пудов 38 фунтов, 2-ой 12 пудов 30 фунтов, остальные пять – примерно 16 пудов.                  АУР, ф.3, д.6, л.5

Выписка из протокола № 67 заседания президиума Челяб. облисполкома от 25.11.1936 г. о закрытии церкви в селе КАБАНОВСКОМ Увельского р-на.

1. ходатайство Увельского РИК (протокол № 3 от 1.3.1936 г.), основанное на требованиях трудящихся с. Кабановского о закрытии бездействующей с 1930 г. церкви – удовлетворить, разрешить использовать помещение церкви под клуб.
Зам. председ. ОблИК  Киселёв, секретарь ОблИК Муржина». 
               АУР, ф.3, д.14, л.8

Хуторский с/совет постановил:

13.4.1933 г.  «Провести подготовку к антисоветскому празднику (приближалась Пасха – К.В.) – 100 % выход на работу. Повести подготовку к закрытию церкви, для чего собрать общее собрание с проработкой  вопроса о закрытии церкви».

24.4.1933 г. «Церкву при Хуторском с/с использовать под клуб и избу-читальню. Средства для оборудования изыскать сельсовету.»                           АУР, ф.4, д.8, л.4,5

Из постановления президиума Дуванкульского с/с от 21.8.1934г.

«Просить райисполком …о закрытии церкви Вознесения Господня (построена в 1865-1873 годах;) , находящейся в Дуванкульском с/с, и данное помещение использовать для ссыпки намолоченных хлебов ввиду недостатка складочных помещений в колхозах. Настоящее решение вынести на обсуждение граждан села Дуванкуль. Председатель собрания Кайгородов А.С.   секретарь  Шатров Д.».   АУР, ф.38, оп.1, д.2, л.5

Здание не сохранилось

                                                 Из воспоминаний Сабурова А.Я.

    Родился я 15 октября 1906 г. в селе Дуванкуль  Увельского р-на. Вся семья батраки, не имели ни земли, ни хозяйства. В комсомол вступил в самом начале 1920-х годов. В 1924 г. закончил одногодичную совпартшколу, вступил в партию.
Работал на разных руководящих должностях в Увельском, Еткульском районах, в Буткинском р-не Тюменской области избачом, инструктором РК ВКП(б), председателем Увельского РИКа, с 1924 г. райуполномоченным ОГПУ по Увельскому р-ну, прокурором в Еткульском р-не, ненцев советизировал на Ямале.

   Одно время в деревню съехались 3 попа, поповская агитация была сильной, но их выпроводили, революционным путём заняли поповский дом, сделали сцену, комсомольцы ставили антирелигиозные спектакли.
Попы, кулаки всячески мешали нашей работе, высмеивали комсомольцев. Пелагею Свяженину связали, завязали глаза и оставили на съедение комарикам. Это сделал копанский поп. Когда я стал уполномоченным по выселению, я отомстил ему, сослал его на Север, в Обдорск, он сознался...
Поповский дом кулаки сожгли, но мы, комсомольцы, за церковь взялись. Церкви закрывал в Увельском, Еткульском р-нах.
Приехал секретарь райкома партии Атрошенко: "Надо, чтоб народ решил, что церковь закрыть."
Собрали собрание Люди даже детей привели голосовать. Коммунисты, активисты выступали, убеждали, доказывали…Проголосовали – неудачно: большинство народа против. Голоснули ещё раз - не прошло.

Я к секретарю: «Не получается…Что делать?»

- А вы вот так сделайте: ребятишек всех выведите, а гражданам скажите: «Кто за церковь – отойдите в одну сторону, а кто за советскую власть – в другую.
Сам пришёл, выступил. И мы победили! Церковь закрыли. В церкви стала МТС (машинно-тракторная станция) и зернопункт.

 ВЫПИСКА из протокола № 16 заседания президиума Увельского РИК от 17.5.1929 г.

Слушали:  о закрытии церкви бывшего Николаевского мужского монастыря на земле колхоза «Красный партизан» (товарищество по совместной обработке земли «Красный партизан» Хуторского с/с – К.В.) и ходатайстве группы верующих о выдаче церковной утвари для перенесения в другое помещение в Троицкий район.

Постановили: о закрытии церкви принять к сведению и исполнению постановления Уралоблисполкома. В части выдачи церковной утвари – отказать ввиду переноса утвари в другой район.

Постановлением РИК от 14 августа 1929 г.  часть церковного имущества, в основном иконы и иконки, числом  около сотни, 4 хоругви, дарохранительница, малое Евангелие, 23 ленты на иконы,  была передана в аренду группе верующих. Кое-что перепало колхозу: 2 тумбы, тушилка, люстра, полтора десятка подсвечников, 25 стаканчиков к лампадам и другие вещи

(наверное, на заседаниях правления колхоза и колхозных собраниях при свете лампадок и свечей колхозные проблемы решались «более лучше», чем при керосиновых лампах).

Основная часть церковного имущества, около 200 предметов: потир, дискос серебряный, звездица серебряная, ковш мельхиоровый, кропило, кадило, лампадки фарфоровые и мельхиоровые,  ложеца серебряная, подсвечники и подносы никелированные, ковры разного размера, поповские и дьяконские ризы и облачения и др.– переданы на склад РИКа и наверняка часть этих предметов будет растащена партийно-советской братией.

Церковное имущество приобреталось на пожертвования верующих, а бандитское государство его отняло.

21 октября 1929 г. в коммуну «Красный партизан» Хуторского с/с поступает депеша: «Райисполком предлагает вам беспрепятственно выдать всё металлическое церковное имущество представителю Рудметаллторга тов. Мухаметову Ахмеду…»

между прочим, некоторые металлические предметы церковной утвари – настоящие произведения искусства. 

Не успели коммунары отдышаться после тщетных поисков причитавшихся им при делёжке церковного имущества стаканчиков к лампадкам и подсвечников, как в тот же день прилетела вторая депеша (она была спущена также в коммуну «Увелька» и в колхоз «Пробуждение»):

 «Райисполком предлагает вам …подателю сего отношения тов. Мухаметову Ахмеду выдать беспрепятственно колокола, находящиеся временно в вашем распоряжении, не учинять никаких сопротивлений.

Всякое сопротивление со стороны вашей повлекёт вас к уголовной ответственности».
ПредРИК  Бугаев   зав. райфо  Грязнов.

ПРИЁМНЫЙ  АКТ  № 1

РУДМЕТАЛТОРГ

Представительство Комцветфонда, Уральская контора

Г. Троицк 25 дня октября месяца 1929 г.

Мы, нижеподписавшиеся, представитель Уральской конторы Рудметалторга  Мухаметов Ахмет с одной стороны и представитель Увельского РИКа зав. райфо Грязнов С.С. с другой стороны составили настоящий акт в том, что первый принял, а второй сдал нижепоименованное цветное имущество Николаевского мужского монастыря, имеющееся у Увельского РИК и подлежащее изъятию у него в КОМЦВЕТФОНД.

Характ-ка имущества                сорт     количество/штук     вес/кг

Лом  латуни                                    4                                     64

Бронза колокольная                      1                  4                514

ИТОГО       578 кг

И колокола, и церковная утварь пойдут в переплавку…Для кого-то - ценная церковная утварь, а для кого-то - лом латуни...

Источник: АУР, ф.46, д.12, л.2,3,7,9-13

27 марта 1937 г.

Циркуляр НКВД СССР об усилении агентурно-оперативной работы по «церковникам и сектантам».
Утверждается, что «церковники и сектанты» активизировались в связи с принятием новой Конституции и ведут подготовку к выборам в советы, «ставя своей задачей проникновение в низовые советские органы». Предписываются меры, направленные на «выявление и быстрый разгром организующих очагов нелегальной работы церковников и сектантов»: внесение раскола в церковные общины, ослабление материальной базы церкви, затруднение участия в выборах и т.д

В годы Большого Террора – 1937-1938 – гонения Соввласти на церковь переросли в массовое истребление духовенства. В азарте охоты на священнослужителей и церковный актив мирян («двадцатки», церковно-приходские советы и др.) карательные органы вскрывали не только якобы контррев-ую деятельность отдельных священников, но и «обнаруживали» целые подпольные разветвлённые повстанческо-террористические организации церковников со штабами и центральным руководством.

    Вообще-то священника-повстанца и террориста трудно вообразить. Но полёт буйной фантазии у палачей был неудержим.

Из спецсообщение Н.И. Ежова И.В. Сталину о первых итогах операции по репрессированию антисоветских элементов.

Источник: Лубянка. Сталин и Главное управление госбезопасности НКВД. Архив Сталина. Документы высших органов парт. и госвласти. 1937—1938. — М.: 2004, стр. 337-343.  Архив: ЦА ФСБ РФ. Ф. 3. Оп. 4. Д. 105. Л. 101—114.

8 сентября 1937 г.     «В Челябинской области… вскрыта широко разветвленная повстанческо-террористическая организация церковников, представляющая блок представителей различных религиозных течений. По показаниям арестованного епископа ВЯТКИНА организация имеет нелегальные повстанческие гнезда, с числом участников свыше 300 человек, в ряде районов области. Во главе организации стоят повстанческий духовный совет с его руководителем священником, бывшим белым офицером БОРМОТОВЫМ. В наиболее крупных районах области существуют районные штабы. Организация ставила себе задачу проведения диверсионной работы и организации восстания в момент начала военных действий.
Организация была связана в Москве с митрополитами ВИТАЛИЕМ и СЕРГИЕМ.»

            ИЗ СПЕЦСООБЩЕНИЯ  НАРКОМА  ВНУТРЕННИХ  ДЕЛ  Н.И.ЕЖОВА                                                   И.В.СТАЛИНУ О ЦЕРКОВНИКАХ И СЕКТАНТАХ
Совершенно секретно
СЕКРЕТАРЮ ЦК ВКП(б) тов. СТАЛИНУ                                                                                         В связи с ростом контрреволюционной активности церковников и сектантов, нами, в последнее время, по этим элементам нанесен значительный оперативный удар.
Всего в августе-ноябре месяцах 1937 года арестовано 31.359 церковников и сектантов; из них:
Митрополитов и епископов.................................. 166
попов.................................................................    9.116
монахов..............................................................   2.173
церковно-сектантского кулацкого актива............ 19.904

Из этого количества осуждено к ВМН...................13.671
В том числе:
епископов...........................................................       81
попов..................................................................      4.629
монахов..............................................................      934
церковно-сектантского кулацкого актива............. 7.004

И это только за 4 месяца!)

Даже монголо-татары не разрушали русские православные храмы и не уничтожали духовенство. А родная советская власть так зверствовала.

Оперативный удар нанесен исключительно по организующемуся и руководящему антисоветскому активу церковников и сектантов.
В результате наших оперативных мероприятий почти полностью ликвидирован епископат православной церкви, что в значительной степени ослабило и дезорганизовало церковь.
Источник: В. Хаустов и Л. Самуэльсон «Сталин, НКВД и репрессии 1936–1938 гг.» (2009 г., издат-во РОССПЭН, стр. 407-414)

Из выступления наркома НКВД СССР Н. И. Ежова перед руководящими работниками НКВД УССР 17 февраля 1938 г.:

...Самые худшие операции — это на Украине — хуже всех была проведена на Украине. В одних областях хуже, в других лучше, а в целом по качеству хуже.
Количеством лимиты выполнены и перевыполнены, постреляли немало и посадили немало, и в целом если взять, она принесла огромную пользу, но если взять по качеству, уровень и посмотреть, нацелен ли был удар, по-настоящему ли мы громили тут контрреволюцию — я должен сказать, что нет...

...Если взять контингент, так он более чем достаточный, а вот знаете, головку, организаторов, верхушку, вот задача в чём заключается. Чтобы снять актив — сливки, организующее их начало, которое организует, заводило. Вот это сделано или нет? — Нет, конечно.
Вот возьмите, я не помню, кто это мне из товарищей докладывал, когда они начали новый учет проводить, то у него, оказывается, живыми ещё ходят 7 или 8 архимандритов, работают на работе 20 или 25 архимандритов, потом всяких монахов до чертика. Всё это что показывает? Почему этих людей не перестреляли давно? Это же все-таки не что-нибудь такое, как говорится, а архимандрит все-таки. (Смех.) Это же организаторы, завтра же он начнет что-нибудь затевать...

...Вот расстреляли полтысячи и на этом успокоились, а сейчас, когда подходят к новому учету, говорят, ой, господи, опять надо. А какая гарантия, что вы через месяц опять не окажетесь в положении, что вам придется такое же количество взять...

Всемогущий и всеведущий бог не спас Россию от большевицкого сатанизма.