Факты истории Увельского района

Только факты, основанные на архивных документах

Главное меню

Случайное фото

Kuznecovi77.jpg

Содержание материала

Все хозяйственные неудачи, провалы в сельском хозяйстве: низкий урожай, падёж скота и лошадей («кулацкая  работа вокруг коня»), поломка техники, неубранный хлеб с полей из-за рано выпавшего снега, недостаток заготовленных кормов для общественного скота, низкую трудовую дисциплину колхозников  и т.д.  власть списывала на кулаков, объясняла  кознями, вредительством недобитых буржуев – кулаков и подкулачников.
   Всей мощью государственной пропаганды коммунисты создавали образ кулака-кровопийцы, мироеда, врага народа, который грабит, обирает бедноту, разжигали звериную ненависть к кулаку: именно он срывает все самые лучшие начинания советской власти.   
   Власть и коммунисты стараются представить дело так, как будто зажиточная часть крестьян, кулаки, объявили войну колхозному строю, всячески мешали колхозному строительству, срывали планы коллективизации. Это лживая попытка свалить вину с больной головы на здоровую.
   Это большевики с первых месяцев захвата власти объявили кулаков врагами социализма, а позже врагами коллективизации, врагами народа; именно большевики своей авантюрной, насильственной, по сути разбойной политикой в деревне, налоговой давиловкой вынуждали зажиточную часть деревни защищаться от притеснения, провоцировали кулаков на иногда радикальные методы сопротивления.
   Да кулаки были бы счастливы, если бы власть оставила их в покое и занималась бы своими колхозными игрушками, не мешала бы им свободно хозяйствовать на своей земле. Они бы смогли достойно конкурировать с колхозами, и в целом экономике страны это пошло бы на пользу.
   Значительная часть голоштанной деревенской бедноты, питая чувства зависти, мести, желая поживиться кулацким добром, а кое-кто под шумок свести личные счёты, одобряла, а порой инициировала репрессии против односельчан-кулаков.
   Всё про всех знают, всё про всех расскажут и укажут кто, что, где спрятал, и донесут, и поучаствуют в обыске и изъятии немудрящего кулацкого имущества, и с публичных торгов себе подешевле его продадут, и сами купят…
   Крестьяне, не пожелавшие вступать в колхоз, стали избавляться от своего имущества: делили его между родственниками, продавали, раздавали, резали вынужденно скот и в кои то веки наедались мяса "от пуза".                         Власть назвала эти действия  «расхищением, растранжириванием  имущества», «разбазариванием скота и имущества» и подвела под уголовную статью…

Только человек, выросший в деревне и хорошо познавший крестьянский труд, может понять ту степень отчаяния и безнадёги, душевной боли, которые испытывал крестьянин, пуская под нож свою последнюю лошадь, родную корову-кормилицу, о которых заботился больше, чем о себе, бросая свой отчий дом…  «Режь, однова отберут!»

Злоба и ненависть разлились по увельской деревне...
Но враждебное отношение к кулакам одобряли не все…

Из протокола общего БЕДНЯЦКОГО собрания Кичигинского с/совета от 18.11.1930 г.

Присутствует 48 чел.

Постановили: заслушав информацию... о ходе выполнения всех политическо-хозяйственных кампаний, собрание отмечает: ход всех кампаний слабый, со стороны с/совета недостаточно было руководство над кулацко-зажиточной частью деревни, что является невыполнением твёрдых заданий кулаками.
   Кулак, пользуясь слабым руководством с/с, пошёл в открытое наступление против проводимых мероприятий партии и соввласти и также нагло выступил против бедняцко-колхозной части населения с целью разложения  коллективизации… Например, привязывание скота у бедняков-колхозников, поджог около складов колхозного хлеба.

 Мы, бедняки и батраки, требуем от кулацко-зажиточной части села в 24 часа выполнить все государственные задания (налоги и другие платежи, сдача государству хлеба, мяса, молока и т.д.). В случае невыполнения заданий в указанный срок просим вышестоящие организации выселить из пределов Уральской области как злостных и непримиримых врагов Советской власти:
  БАБКИН Ив. Фом.
  КОПЫРИН Мих. Егор.
  КАЙГОРОДОВ Матв. Петр.» 

Такое же, из слова в слово, содержание протокола общего СОБРАНИЯ ГРАЖДАН с. Кичигино на следующий день, 19.11.1930 г. (присутствовало 136 чел.) смастерил секретарь обоих собраний некто Бухаров.

Все мало-мальски важные решения, касающиеся жизни деревни, и которые вправе было выносить общее собрание жителей, сначала обсуждались ячейкой местных коммунистов.
   Решение ячейки выносилось на общее БЕДНЯЦКОЕ собрание, где, как правило, одобрялось. Затем оно выносилось на ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ ЖИТЕЛЕЙ деревни и там или одобрялось сразу, или продавливалось тройной тягой коммунистов, бедняков, части середняков; после «промывки мозгов» ставилось на повторное голосование - или «будем заседать до утра, пока не примем правильного решения» и т.д.).

Из протокола общего собрания колхоза «Новая жизнь» Кичигин. с/с  29.03.1932 г.

Постановили: подготовка к весенне-посевной кампании… идёт слабо, а именно отражается плановость классового врага, оказалось большое порченье лошадей от зависимости классового врага, каковой до сих пор находится в рядах колхоза, а поэтому постановили: очистить колхоз от таких элементов:

Вышибем кулака из колхоза

1.ХОМУТИНИН Василий Акинфович - хоз-во кулацкое...Эксплуатировал батраков. Исключить как кулака.

ПОПОВ Иван Михайлович - до революции имел овчинную мастерскую, вычистить как кулака…

.......

10. УГРЮМОВ  Мих.Никол. – держал батраков, сельхозмашинами эксплуатировал население, отец выселен. Вычистить как кулака...

13. СМОЛИН Ник. Фёдор. – до 1928 г. хозяйство кулацкое, вычистить как кулака.

14. СОГРИНА Аграфена Дмитр. – эксплуатация до и после революции, исключить как кулачку… Плюс к тому заводила бузу, рвачество. Смущала колхозников не работать…

15. ЕВДОКИМОВ Ив. Мих. – …вычистить как вредителя

.......

19. КЛЕПИКОВ Григ. Иван. – о приёме в члены колхоза отказать ввиду того, как признано хозяйство кулацко-эксплуататорским и разлагатель труддисциплины в колхозе…. Способствовал проведению на  практике политики классового врага. Жена Клепикова – дочь кулака…. Из колхоза вычистить как кулака.»
Председ. собрания Мясников Семён Петрович, Секретарь Уланов Иван Семёнович.
АУР ф.2 оп.1 д.10 л.20-21

  Работая в Увельской средней школе № 1, я часто ходил со школьниками в туристические походы по родному краю. В походах мы собирали материал по истории района, беседовали с людьми.
   Однажды, остановившись на привал около деревни Песчаное, мы зашли в дом бывшего раскулаченного спецпоселенца Орлова с целью записать его воспоминания. Хозяева встретили нас приветливо, разговорились.
   Но когда я попросил хозяина рассказать о раскулачивании и жизни на спецпоселении, старик замкнулся, стал говорить неохотно. Старуха, увидев поставленный мной на стол микрофон для записи, коршуном набросилась на мужа: «Ты что, дедко, язык распустил! Смотри, скажешь что-либо не то, опять загремишь! Молчал бы уж лучше!»
   Страх перед тёмной силой враждебного к людям государства глубоко сидел в этих невинных жертвах принудительной коллективизации…

 Что меня поразило и врезалось в память – это руки крестьянина-кулака – спецпереселенца. Кисть, широкая в кости, широкая ладонь и узловатые, скрюченные пальцы, полусжатые в кулак. Очевидно, от того, что он всю жизнь трудился от зари до зари, горбатился, ворочая лопатой, вилами, топором, ручками плуга, киркой, пальцы скрючились и полностью не разгибались, и кулак казался неестественно большим…

Вот о руках таких трудяг-кулаков писал А.Т.Твардовский:

В узлах из жил и сухожилий,

В мослах  поскрюченных перстов –

Те, что – со вздохом – как  чужие,

Садясь к столу, он клал на стол.

И точно граблями, бывало,

Цепляя ложки черенок,

Такой увёртливый и малый,

Он ухватить не сразу мог.

Те руки, что своею волей –

Ни разогнуть, ни сжать в кулак:

Отдельных не было мозолей –

Сплошная.

Подлинно – КУЛАК!

Протокол заседания президиума Увельского с/совета 24.02.1932 г.
  «Утверждение протоколов общих собраний о чистке колхозов.

Постановили: исключить из колхоза «Ключики» следующих граждан:

1. Лысёнина Фёдор. Алексеев. как кулака

2. Клепикова Ив.Вас. как сына кулака и угнетателя бедноты в колхозе

3. Клепикова Фёдор. Вас….
  ...................................
  7. Попова Конст. Мих.как вредителя колхозного строительства и за убой чужого скота.

 Вычистить из сельхозартели «Увелка»:
 1. Лебедева Ник. Ероф. как вредителя колхозного строительства и посягателя на колхозную бедноту.
  ...........................
  7. Юдина А.Н. как сына кулака и по настоящее время держит связь с отцом выселенным…

Вычистить из к-за «Путь Ленина»:

1.Сверчкова М.М.
2. Карпова С.Ф……
  ............................
  4. Берещинова Степ.Мих. как летуна и не подчиняющемуся колхозному Уставу…»

Потерпел аварию советский самолёт. Пассажиры и экипаж попали к людоедам. Те собираются их съесть. Командир самолёта обращается к людоедам:

- У вас коллективизация была?

- Нет.

- Культ личности был?

- Нет.

- Так отчего же вы так озверели?

 Не на кулаков бы надо злобиться беднякам, а разозлиться на самих себя, спросив: «А почему я не стал зажиточным?»
   После революции 1917 г. бедняки получили равное с зажиточными крестьянами количество земли (земля делилась по количеству едоков в семье или числу трудоспособных). Что же они не смогли укрепить, развить своё хозяйство, ведь советская власть им всячески помогала?
   Деревенская гольтепа быстро поняла: лучше, выгоднее быть бедным – бедноте везде у нас дорога да ещё  впридачу и почёт. Бедняку – низкие налоги или освобождение от них; на любые должности в деревне – пожалуйста, лишь была бы какая-никакая грамотёшка; хлеба нет – «пусть государство нас кормит»; семян  нет – пусть государство даст («мы ж его поддерживаем»).

  В стране утвердился культ бедняка. Бедностью гордятся, бравируют и даже специально поддерживают: не увеличивают посев, количество скота (а иногда это всё специально сокращают), не ремонтируют рухнувший забор или дырявую крышу дома, а живут в бане или в овине и т.д. Так кулак ли виноват, что ты беден?

ЭТО МИФ, ЧТО ВСЕ БЕДНЯКИ И СЕРЕДНЯКИ НЕНАВИДЕЛИ КУЛАКА.

 Часть бедняков, батраков, середняков, чьи глаза не были затянуты туманом зависти и злобы, а мозги не пропиты и не засорены идеями пещерной классовой борьбы, спокойно и взвешенно говорили о кулаках, по справедливости отмечая их трудолюбие, умение хозяйствовать, чему можно бы поучиться. Даже защищали их, выступая открыто на собраниях. Что было тогда небезопасно… 

Крестьяне видели, что вся «кулацкая семья», в том числе подросшие дети, «пашет» от зари до зари, грамотно, умело и экономно ведёт хозяйство; расширяя посев, увеличивая количество скота и, нуждаясь в дополнительных рабочих руках, нанимает на работу бедняков, не могущих вести успешно своё хоз-во, давая им возможность существовать.

Крестьянин знал, что если на него свалится беда (неурожай, падёж скота, болезнь, нехватка хлеба до нового урожая и т.д.), у него всегда есть возможность обратиться за помощью к более зажиточному односельчанину и получить эту помощь быстро, без проволочек, хотя, возможно, и на тяжёлых условиях. Но ты сам решаешь, принимать ли такую помощь…

Ждать помощи от государства? - может, и поможет, но пока ознакомится с проблемой, проведёт собрания, заседания и совещания, изыщет возможности помочь, подготовит необходимые бумаги и документы, примет решение и т.д. – можно и ноги протянуть.

В Троицком округе, например, на собрании бедняков в Н.- Увельском районе один из участников собрания бедноты заявил:
  «Мы не можем выступать против кулаков, ибо завтра же придется идти к ним просить хлеба и работы. Нельзя ли голосование сделать тайным». Получив отрицательный ответ, бедняк сказал: «Придется от голосования воздержаться».

Послушаем подлинные, не искажённые партийными пропагандистами и лживыми советскими историками голоса наших земляков тех окаянных лет…

Из агентурных рабочих сводок Увельского райаппарата ОГПУ, направленных в Свердловск и Челябинск в сентябре – ноябре 1931 г.

«Совершенно секретно»

Дата и автор                    содержание:            какие меры приняты
16.08.1931 г.

осведом «кудрявый»
    ФЁДОРОВ, с. Кичигино, колхозник, середняк, 43 лет, казак, говорил:
 «Народ недоволен тем, что приходится работать в колхозе. Хлеб сдаём государству, а от него ничего не получаем. Мануфактуры не получаем ни метра. Тогда как рабочий получает с излишком и продаёт на рынке.

 В то же время рабочие и служащие Увельского р-на находились в привилегированном положении: были прикреплены к закрытому (в смысле: закрытому для других лиц) распределителю и получали дефицитные товары. Об этом было принято специальное постановление РИК 4.1.1931 г.: «Обсудив вопрос о снабжении рабочих и служащих дефицитными товарами через закрытый распределитель, постановили «упорядочить вопрос с закрытым распределителем, прикрепив к нему основную массу рабочих и служащих».        А о крестьянах - никакой заботушки...

АУР, ф.15, ех.7,л.1.
Хлеба нет. Колхозники со слезами выпрашивают у правления по несколько кг хлеба.
  Теперь все бедняки, кричавшие за выселение кулаков, поют другое. У кулаков работали, так были сыты, а в колхозе досыта не едят,  денег не видят. Кулаков выселять не надо было, а отобрать у них имущество и заставить работать в колхозе. Они бы научили нас хозяйствовать и управлять, а то поставили председателем  25-тысячника-кузнеца, который не знает сельского хозяйства…
                                                                                  Фёдоров нами проверяется»
  АУР ф.15 ед.хр.9 л.231

сексот «лосев»
  с. Дуванкуль. Во время чистки коммуны имени Будённого от кулацкого элемента 2 человека выступили в защиту кулаков. САБУРОВ Иван Егорович, 39 лет, беспартийный, середняк, сказал: «Эти лица у нас в коммуне самые хорошие работники, а мы их хотим вычищать»…

15.11.1931 г. «клинок»
  хут. Марково. На собрании колхоза «Новый мир» стоял вопрос о чистке колхоза. КАЗАНЦЕВ Иван Тимоф., бедняк, ТУЕВ Алекс-р Андр.,бедняк, БОБЫЛЕВА Евдок., народный заседатель, говорили: «Кулаков из колхоза убирать не надо, они нам не мешают и не вредят…»

осведом «шорник»
  хут. Марково. БОБЫЛЕВА Евдок. Кирилл. 10.11.1931 г. на общем собрании при чистке кулака Авдеева Е.К. и наложении на него твёрдого  задания говорила:
  «Кулаки в колхозе имеются, но вычищать их не надо, они нам не мешают. А я кулаку Авдееву ещё сейчас спасибо говорю, что он эксплуатировал моего сына без всякого договора, по крайней мере сын был одет и обут…»

осведом «комар»
  Хомутининский с/совет. Во время чистки из колхоза кулака Казанцева Пав. Вас. ВАРАКСИНА Нат. Гавр. сказала:
 «Выгонять Казанцева не надо, он раньше одевал, обувал и кормил нас и человек он хороший»… Вараксина – член или кандидат пленума  райисполкома, за ней потянулись остальные женщины и нарушили постановление президиума с/совета…
 (об исключении Казанцева из колхоза)

24.11.1931 г. сексот «клинок»
     хут. Марково. БОБЫЛЕВ Мих. Львов., беспартийный, хозяйственник колхоза «Красный  восток», по проводимым кампаниям партией и Советской властью принимал участие, бедняк, 18 ноября в пьяном виде ударил члена комиссии по заготовкам Шевкунова П.С., маломощного середняка, и сказал: «Зачем  судили кулака Авдеева? Вот тебе за него!» Авдеева нарсуд судил за убой своего

(обратите внимание: своего!)

скота и он вычищен из колхоза как кулак. Факт подтверждён, что раньше Авдеев держал батраков…
  Временно. исполняющий дела райуполномоченного ОГПУ Патрушев»
  АУР ф.15 ед.хр.10 л.106, 118-119, 127-128, 130

28.2.1934 г. «В связи с имеющимися продовольственными затруднениями и слабой труддисциплиной отмечены случаи антисоветских настроений, например, председатель кол-за «Крестьянин» (дер.Нехорошково) ПИЩАЛЬНИКОВ, б/п, сожалея о выселенных кулаках, говорил: «Хороших людей всех выселили, а этих лодырей оставили, а теперь вот сиди без хлеба…»
 АУР, ф.15, е.х.12, св. 2, л.75

У вас не достаточно прав для комментирования