Факты истории Увельского района

Только факты, основанные на архивных документах

Get Adobe Flash player

Главное меню

Случайное фото

uchitel.jpg

                  Забастовка учителей Увельской средней школы № 1 в 1999 г.                                                                       (последнее эхо классовых боёв)

   Ситуация с финансированием системы образования в р-не в 1990-е годы становилась всё хуже и хуже. Причина того, что ручеёк финансовых поступлений в бюджет р-на из области и федерального центра мелел не только из-за общей кризисной ситуации в стране, но и сомнительной финансовой политики администрации Увельского р-на во главе с В.П. Скобиным. И с 1995 г. начались систематические задержки зарплаты, в том числе учителям.

Как сообщал в своём ответе от 15.4.1996 г. глава р-на Скобин главе Челябинской области Соловьеву В., председателю Челябинской областной Думы В. Давыдову и коллективу Увельской с. ш. № 1 после наших обращений к этим господам в малиновых пиджаках, отдел образования был профинансирован на 63 %, долги по зарплате и пособиям по отделу образования в феврале 1996 г. составляли 729 млн руб., в том числе по Увельской школе № 1 130 млн руб.

   Далее цитирую фрагменты ответа главы р-на: «Было израсходовано  91 млн руб. на оказание материальной помощи пострадавшим от стихийных бедствий и вынужденным переселенцам, оказана материальная помощь и выданы ссуды под льготный % отдельным предприятиям и организациям в сумме 671 млн руб., пяти предприятиям предоставлялась отсрочка по платежам в бюджет на сумму 1,3 миллиарда руб. Администрация считает, что эти мероприятия способствовали поступлению в райбюджет дополнительных средств в сумме 9,8 млрд руб.» 

   Чудны дела господни! Стоило задержать выплату зарплат и пособий по отделу образования на 729 млн руб., как в районный бюджет сразу пролился золотой дождь деревянных рублей аж на сумму 9,8 млрд руб.  Облегчив райбюджет выдачей ссуд, отсрочками платежей в бюджет, «материальной помощью» колхозам, совхозам, мясокостному заводу и другим коммерческим хозяйственным структурам почти на 2 млрд руб., администрация р-на благодаря этому не в ближней или более отдаленной перспективе, а сразу же увеличила поступления до 9,8 млрд. Это надо уметь! Это не сомнительная политика, а мудрая. Виноват, я ошибся. Беру свои слова взад назад.

Но что-то с выплатой зарплат лучше не стало, задержки продолжались и достигали в 1999 г. 5 месяцев.

   Продолжаю цитировать ответ Скобина, из которого видно, куда расходовались деньги:        «8-9 декабря 1995 г. было проведено совещание по обсуждению проекта Устава р-на на базе пансионата «Лесное озеро»» с участием глав сельских поселений, руководителей предприятий и учреждений, общественных объединений – всего 29 чел., в т.ч. работников аппарата 5 чел. Расходы на питание участников совещания составили 1,5 млн руб…

   В связи с вводом 1-й очереди ФОКа, строящегося хозспособом АО «Злак»,  глава р-на обещал помощь спортсменам в приобретении спортинвентаря на 100 млн руб…

   В 1995 г. на поездки руководящих работников за рубеж израсходовано 21 млн руб.»

    Выступая в июне 1996 г. по местному телевидению Скобин сообщил (опубликовано в газете «Настроение» от 12.6.1996 г.), что администрация р-на изыскала средства из местного бюджета на покупку 2000 тонн комбикормов для общественного скота. На это ушли ещё сотни миллионов рублей. Этим самым бюджет обескровливался. Нас, учителей, задевало и возмущало то, что районная власть печётся об «общественном скоте», (заботиться о нём – дело в первую очередь самих колхозов и совхозов – вполне тогда уже самостоятельных хозяйствующих субъектов), закупках спортинвентаря, направляет руководящих товарищей в заграничные вояжи за счёт бюджета, а нас, бюджетников, по несколько месяцев держит без зарплаты. «Денег нет, но вы держитесь.»

   Вера обещаниям властей предержащих, что надо подождать ещё немного, деньги «поступят» и все долги по зарплате, детским пособиям, компенсации на методическую литературу, командировочные за прошлые годы будут выплачены, иссякала. Созревала мысль, что надо защищать свои права и интересы более активными методами. Может быть и забастовкой.                                                            

                                                                    Завед. Увельским РОНО Вараксиной Н.В.
                                                        от коллектива работников Увельской ср. школы № 1

   Получив ответ главы р-на от 2.2.1996 г. № 18 на наше обращение от 11.1.1996 г. с требованиями, выдвинутыми коллективом школы, и заслушав Ваше выступление на собрании работников школы, собрание коллектива школы не удовлетворено этими ответами, т.к. наши требования не выполнены ни полностью, ни частично. Коллектив настаивает на выполнении выдвинутых требований:

1.Ускорить строительство новой школы, установить более конкретные сроки её сдачи.
2.Выделить средства для капитального ремонта здания школы по ул. Кирова и текущего ремонта здания по ул. Советской.
3.Выделить средства на питание учащихся.
4.Выделить средства на приобретение спортивного инвентаря, учебного оборудования, ксерокса, мебели.
5.Выполнять ст. 96, 98 КЗоТ РФ, своевременно выплачивать зарплату; выполнить постановление Правительства РФ № 1175 от 27.11.1995 г. о повышении заработной платы с 1.11.1995 г.
6.Выделить средства для приобретения 7 квартир для учителей.
7.Систематически информировать население р-на через местную газету о расходовании бюджетных средств, предоставлении ссуд, кредитов, материальной помощи.
В случае невыполнения наших требований и отказа от создания примирительной комиссии…коллектив школы оставляет за собой право начать забастовку.
5.3.1996 г. подписи 43 работников Увельской ср. школы № 1

Из протокола № 3 от 3.12.1998 г.
профсоюзного собрания учителей с приглашением всех работающих в школе учителей и представителей администрации.
Присутствовало 42 учителя, из них 37 членов профсоюза, а также директор школы Антипов Г.М., зав. РОНО Очеретная О.А., председат. Увельского поссовета Гореев Е.А., предс. РК профсоюза работников сельского хоз-ва Белоусов В.В.

ПОВЕСТКА:

1.О социальной защищённости учителей и взаимодействии коллектива учителей и администрации школы. 2.О предлагаемых мерах по ликвидации задолженности по зарплате.

Из выступлений на собрании:

ДОЦЕНКО Л.В.:
В последнее время явно ощущается отсутствие взаимопонимания и взаимодействия между коллективом и школьной администрацией. Не чувствуется направляющей и руководящей роли директора. Оценка деятельности учителей необъективна. В жизни коллектива директор в сущности участия не принимает. Проблемы учителей игнорируются. Создание в школе независимой от официального профсоюза профсоюзной организации встречено с настороженностью и враждебностью. Профсоюз не намерен никому объявлять войну, мы хотим сотрудничества, понимания и уважения…

КУДРЯЕВ В.В.:
Есть смысл говорить не о социальной защищённости, а о социальной беззащитности учителя. Обязательства перед учителями не выполняются ни на одном из административных уровней. Задолженность по зарплате превысила 4 месяца, установленные законом пособия не выплачиваются. Если гос. органы не выполняют свои обязательства, то они не имеют права требовать от учителей выполнения их обязанностей. А требования с каждым годом становятся всё жёстче и нелепее: , например, к заполнению классных журналов («чтоб не было точек, пропущенных клеточек и т.п.), требование ведение журнала внеклассной работы и прочее.
Отсутствие денег накладывает отпечаток на всё, в том числе на психологию учителя. Учитель – бесправный раб сможет воспитать только такого же бесправного раба. Нужно уметь и сметь заявить о своих правах, защитить себя. В школе нет порядка. Ремонт каждый год проводится силами учителей и родителей учеников. Администрация проводит политику запугивания. Вывешиваются некорректные и необъективные приказы. Недовольным заявляют: не нравится – пишите заявление об увольнении. Постепенно вытесняются из школы учителя-пенсионеры…
Пожелание директору: изменить отношение к работе и к учителям.

ДАНИЛОВА Л.В.
В новом здании школы очень холодно, но администрация, похоже, этим не обеспокоена. Учителя и дети постоянно простужены. Родители, не получая зарплату, не могут платить по 10 руб. в неделю на питание, дети голодают…Осенью дети и учителя работали на уборке картошки в колхозе, которой обещали кормить учеников бесплатно – где она, эта картошка? Нельзя ли организовать бесплатное питание хотя бы для самых нуждающихся детей?
Школа очень грязная, грязь, антисанитария, вонь в туалетах. Можно в любой момент ожидать вспышки желудочно-кишечных заболеваний. Нечем мыть классы…

МОКИНА Л.Г.
У учителя очень много обязанностей, выполнение которых строго и не всегда объективно контролируется, а прав не имеем никаких…Приказ директора об итогах срезовых работ считаю некорректным и неправомерным, т.к. нельзя судить о работе учителя по результатам одной работы в начале года…Считаю, что администрация школы не вправе требовать от нас выполнения дополнительной, неоплачиваемой работы, если мы не получаем денег за проделанную работу…

УШАКОВА Е.Г.
О качестве нашей работы администрация судит не по результатам, а по точкам в журнале. Ещё не подошла к середине первая четверть, а учителей уже вызывали для отчёта по успеваемости перед административной «тройкой». Нас заставляют чувствовать себя виноватыми неизвестно в чём, недостойными собственной зарплаты. Нам постоянно указывают на недостатки, забывая поощрить…

ЛЕОНТЬЕВА Т.А.
Учитель постоянно несёт большие расходы, связанные с работой. Покупаем литературу, пособия, всё необходимое для проведения открытых уроков. Мы лишены возможности знакомиться с новыми методиками. Более года нам не выплачивают деньги на приобретение методической литературы, но требуют от нас повышения профессионального уровня…

ПОЛИЙ Е.С.
В школе 72 учителя, из них остро нуждаются в получении жилья 15 чел. Проблема не решается уже несколько лет, мы не имеем представления об очерёдности на квартиры. В последнее время бесплатное жильё получают только представители администрации. В прошлом году в обход коллектива была предоставлена квартира вновь прибывшим учителям, отработавшим в школе менее полугода…

КРАСИЛЬНИКОВА А.М.
До сих пор (на дворе декабрь!) учителям, проживающим в частных домах, не привезён уголь. В райтопе постоянно отказывают, объясняя, что угля нет, хотя за наличные его продают…

СЕДОВА С.П.
За последний год в школе не было ни одного совещания при директоре, не действует Совет школы, не работает родительский комитет. Директор не бывает с коллективом, не знает ничего о работе учителей…

 

<ШКУРИНСКАЯ Н.В.
В кабинетах не работает половина ламп, темно. Заниматься при таком свете невозможно…

Директор школы АНТИПОВ Г.М.
Многие требования считаю необоснованными. Стараюсь жить одной жизнью с коллективом, участвовать в мероприятиях, встречаться с учителями. О материальной базе школы: денег нет, всё стараемся решить взаимозачётами. В новую школу будет поставлено оборудования на 300 тысяч. Администрация школы старается делать всё, что от неё зависит. Бесплатного питания в школе не будет…Родительский комитет в школе существует. На приказы обижаться не нужно, подписал то, что дала завуч.
Реплика из зала: «Не нужно подписывать всё, что подсовывают».
Я не всё подписываю. Увольняться никому не предлагал. Пенсионеров, работающих в школе, ничем не ущемлял. В январе со вводом новой школы начнём работать по новым технологиям.

ГОРЕЕВ Е.А.
О положении с топливом не знал, т.к. учителя сами не очень обеспокоены этим и не приходят в поссовет. Вопрос обязательно решим…

БЕЛОУСОВ В.В.
Ваш новый профсоюз в принципе ничем не отличается от старого, те же цели и задачи. («старый» - официальный профсоюз - ручной, легко управляемый, импотентный, боящийся бороться за права своих членов более активными методами, послушный, зависимый от власти – К.В.) Вступив в районную профсоюзную организацию, вы сможете добиться большего…Требуя выплаты долга вашему коллективу, вы пытаетесь решить свои проблемы эа счёт других коллективов…(местному профсоюзному боссу и в голову не приходит понимание того, что защищая права и интересы своего коллектива, мы боремся тем самым и за права и интересы других учительских коллективов р-на; власть не сможет, выплачивая долги учителям одной школы, не выплачивать их другим коллективам – К.В.)

МОКИНА Л.Г.
Райком профсоюза ничем не помог в проведении прошлой забастовки, мы все вопросы, в т.ч. на уровне области, выясняли сами. Официальный профсоюз ничего нам не даёт, никакой защиты, и ничем не помогает. Только членские взносы собирает.

БЕЛОУСОВ: мы проводим большую работу и делаем, что можем…

ОЧЕРЕТНАЯ О.В.
Неприятно, что много нападок на директора лично. Коллектив школы очень часто выражал и в прошлом недовольство руководством школы. Может быть, дело в коллективе, а не в личности директора? Многие вопросы, поднятые на собрании – риторические, на них никто вам не ответит.
Положение с зарплатой действительно ужасное. Администрация прилагает все усилия, но не всё от нас зависит. Решается вопрос о выплате семейным парам учителей и матерям одиночкам, а также тем, кто начал работать с сентября…
Многие вопросы к администрации школы обоснованы, их надо принять к сведению. Хотя в работе директора много положительного. Мы тоже сделаем для себя выводы.

ЖИДЕНКОВА Т.А.
Возможно ли получение хотя бы 100-150 руб. авансом? Будет ли организована выдача в счёт зарплаты муки, крупы и т.д.?

Очеретная: вопрос с мукой решается.

<

ЯРЧИХИНА Д.П. Когда будут оплачены командировочные?
Очеретная: расходы на командировки не были предусмотрены бюджетом на этот год.

При обсуждении 2-го вопроса выступили 10 человек.

Решение собрания от 3.12.1998 г.
1. Общее собрание выражает протест и возмущение недостаточным финансированием органами госвласти и ОМС системы образования, задержками зарплаты, невыплатой установленной законом компенсации на методическую литературу.
2. Предложить РОНО соблюдать социальную справедливость и равенство прав учителей на получение жилья. Считать недопустимым практику, когда одни учителя получают жильё по договору найма бесплатно и без очереди, а с других требуют немедленно оплату 30% рыночной стоимости квартиры. Вопрос распределения выделенных школе квартир решать через школьный профсоюз.
3. Обратить внимание директора школы на обоснованность приёма на работу новых учителей с учётом наличия свободных часов и жилья. Учителя обеспокоены планами директора снизить учебную нагрузку учителей и вытеснить из школы опытных учителей-пенсионеров, а также тех, кто выражает недовольство задержками зарплаты…
4. Предложить администрации школы заключить коллективный договор с трудовым коллективом.
5. Собрание поручает профкому вести подготовку к проведению забастовки: выработать требования к работодателю и предъявить их не позднее 10 декабря. Собрание уполномочивает профком отстаивать эти требования от имени коллектива школы и участвовать в разрешении коллективного трудового спора.
Собрание рекомендует учителям подавать иски в суд с целью взыскать задержанную зарплату и компенсацию на литературу.
6. Обратиться к учителям других школ р-на с предложением о совместных действиях по защите своих прав.
Принято большинством голосов «за» - 36, «против» - 3, «воздержались» - 3/
Председат. собрания Кудряев, секретарь Ушакова/

 

Выполняя поручение профсоюзного собрания, профком выработал и передал администрации школы и района 6 декабря 1998 г. следующие требования:
- выплатить задолженность по зарплате за ноябрь 1998 г. до 25.12.1998 г.;
- составить и довести до сведения учителей до 25.12.1998 г. график погашения задолженности за август- октябрь 1998 г.;
- с января 1999 г. выдавать зарплату без задержек, в установленные законом сроки;
- в срок до 15 февраля 1999 г. погасить задолженность по выплате компенсации на приобретение методической литературы.