Великий русский поэт А. А. Блок просил, чтобы его биографию изучали по его стихам, а мы по народному поэтическому творчеству можем проследить отношение масс к Советской власти. Уже в 1920 году о власти большевиков в южноуральской глубинке сочиняли следующее:
«…А теперь, что стало братцы,
Посмотрите, каково —
Собралась повсюду шатья,
И пошло лишь баловство.
Было у нас и государство,
Был маломальный русский царь.
Мы знали родину с из малолетства
И жили все как в старь…
Где сидел царь Николаша,
Где везде порядок был…
Ленин с Троцким власть забрали,
Разорили весь народ,
Хлеб дочиста отобрали,
До скота дошёл народ.
Отобрали масло, яйца,
Взяли кур всех на учёт.
Вместо мяса дали зайца,
А сулят всем дать нам мёд…
От советской власти стонет
Вся Россия, весь народ.
В грязь она всё глубже тонет,
Торжествует всякий сброд.
И пока коммуны бремя
Придавило тяжко нас,
Непридёт к нам лучше время,
Не спасёт оно всех нас».
Этот фрагмент мы цитируем из информационных сводок Губчека о политическом, военном, экономическом состоянии дел в Челябинской губернии [Ф. 77 Оп. 1 Д. 127]. Автор (или может авторы) данного стихотворения передаёт все основные проблемы, возникшие в результате прихода к власти большевиков: отсутствие порядка в стране, ужасы продразвёрстки, торжество «сброда». Какой же урон был нанесён крестьянскому хозяйству в те годы!
Или вот, из другой «народной поэмы» 1920 года – «Рассказ старого деда» [Ф. 77 Оп. 1 Д. 127]:
«…Что нам нужно только
Мы имели всё
Было хлеба сколько
Нам на прожитьё.
Мы имели лавки
Фабрики купцы…
…И жили мы свободно
Трудившись и любя
Не одевались модно
Людцкую лень клиня…
…Миг жёны всё покидали
Законных всех мужей
Мужья от жён сбежали
Бросили детей…
…Каким то коммунистом
Заделался Иван
Считается артистом
А ведь болван болван…».
Следует отметить, что подобного рода сочинительством занимались явно образованные люди. «Рассказ старого деда» – это переработанное произведение А.К. Толстого «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева». Неграмотность и нескладность в некоторых частях этих «произведений» возникла, скорее всего, при перепечатывании сотрудниками ЧК этих рукописных листовок.
В процитированных строках видны, пожалуй, самые актуальные проблемы большевистской власти. Раньше, при каком бы плохом царе ни жили, но крестьяне имели и хлеб, и возможность его заработать. Жили свободней, чем при коммунистах, трудились спокойно, заводили семьи. Когда же большевики пришли к власти, они стали разрушать «кирпичики» общества – семьи. Распадались семьи, терялось уважение друг к другу, теперь не надо было почитать старшего. Стали появляться сироты при живых родителях, потому что детей просто бросали, уходя из семьи. Рушились традиции, падала нравственность…
В коммунисты зачастую пошли люди далёкие от политики: «артисты», «болваны», авантюристы. В последствии, это привело к необходимости чистки партии и не один раз, как мы это видим.
Ещё одно, более жесткое стихотворение, обнаруженное губернской ЧК в ноябре 1920 г. несёт в себе призыв к бунту:
« Поднимайся, люд крестьянский,
Всходит красная заря
Сбросим Троцкого оковы,
Сбросим Ленина-царя».
Таково было отношение к власти в самом начале её пребывания в России. Однако, и спустя годы, отношение к большевикам практически не изменилось. Видно, пророческими оказались стихи 20-х гг. Просто в 30-е гг. говорить плохо о власти стало уже крайне опасно. Раньше трудящихся угнетали цари, теперь их угнетение сменилось на большевистское. Для крестьянина особых изменений не произошло. «Свобода большевиков», в представлении многих трудящихся – это свобода от царя и «кандалы партии» [Ф. 170 Оп. 1 Д. 673 Л. 25].
Хотя существовало и другое мнение на этот счёт. В воспоминаниях активного коммунара С.Н. Данетова, мы встречаем много восторженных и благодарных слов «родной партии и правительству». Мы можем понять его чувства, та как этот человек смог вырваться из «беспросветной батрацкой нужды» только благодаря новой власти. Он смог получить хорошее образование и стать уважаемым сельским учителем.
Но, работая с его воспоминаниями, нам показалось, что «между строк» иногда сквозило иное… Например, С.Н. Данетов вспоминает, что 1931 г. выдался засушливым, и всё посеянное весной взошло лишь дождливой осенью, но вызреть, конечно, не успело. Собрав «урожай», столкнулись с другой проблемой: «зерно стало в ворохах нагреваться сильно», тогда его развезли по домам коммунаров (всё равно такое для сдачи государству не годится), которые просушили зерно, смололи, тем и питались. «Картофеля выдали немного, травы запасли (лебеды, просянки), грибов насушили и насолили вдоволь. От коммуны выдавали изредка что-то подобное, муки из отходов. Но зиму прожили…» [6]. Зима 1931 года. Уже пошёл 15-ый год советской власти. Разве же так должны были жить крестьяне – кормильцы страны?!
Другой эпизод из воспоминаний Степана Николаевича касается 1932 года, (также неурожайного в Увельском районе). Спасла другая культура – подсолнечник. «А как этот подсолнечник помог людям зиму перебиться, не ощущая сильного голода» (выделено нами) – вспоминает автор. Нам так и хочется воскликнуть: «Да что же это государство с крестьянином делает!» Степан Николаевич вспоминает далее, что дети на занятия в школе стали каждый день приносить семечки: «Хотел было я им запретить, да подумал, что голодно им – пусть грызут. Разрешил. Поставил условие: «Грызите только в перемену и на пол не ронять шелухи» [6].
Думаете это всё примеры «почитания» советской власти сельским учителем? Конечно же, нет! Про тот же подсолнечник: «Женщины толкли семячки подсолнечника и стряпали хлеб, примешивая к ним траву, картофель». Или ещё «лучше»: «…осенью попытались было дать муки авансом, но вечером же этого дня собрали собрание, на котором потребовали немедленно вернуть полученную муку. <…> Как растревожили, особенно, матерей, дети просят кушать, а тут дали и отбирают сразу же. <…> на следующий день муки в коммуне не было, - сдали в государство, план то не выполнялся, так и членам коммуны объяснили. Вот такие были обстоятельства, – хлеб был нужен государству (выделено нами), техники было мало ещё, урожайность низка и план хлебосдачи не выполняли» [6]. После подобных рассуждений, возникает впечатление о том, что государство само по себе, и люди, живущие в нём, сами по себе, они совсем не государство. Тогда кто? Других мыслей, кроме как о втором крепостном праве у нас не возникает.
Кстати, в это же время Увельский Райком партии рассматривал вопрос «о содержании секретарей колхозных ячеек зарплатой и продовольствием» [Ф. 229. Оп. 1. Д. 13. Л.189].
Подводя итоги нашему рассуждению об отношении селян к власти, хочется отметить, что мы в процессе проведения исследования не обнаружили фактов действительно уважительного отношения к органам власти от государственного до поселкового уровней.