Увельский район в начале рыночных реформ
С надеждой и заинтересованностью читаем мы сейчас газеты, смотрим передачи по телевидению. Все большее число людей волнует и побуждает к активности перестройка, расширение гласности и демократии. Нас не могут не радовать перемены к лучшему, происходящие в стране. Но что же происходит в нашем районе?
В конце марта прошла сессия райсовета депутатов, обсудившая вопрос «о дальнейшем совершенствовании социалистического самоуправления и ускорения социально-экономического развития р-на». Ответственным работникам аппарата райисполкома пришлось буквально за рукав ловить и возвращать в зал заседания некоторых депутатов-дезертиров, стремившихся уйти с сессии по своим личным делам или в разведку по магазинам в призрачной надежде увидеть на полупустых полках что-нибудь из необходимых товаров.
Почему же многие депутаты пассивны, не заинтересованы в обсуждении важных вопросов жизни р-на? Не в том ли причина, что как и мы, жители р-на, депутаты чувствуют неспособность высшего районного органа решить важнейшие проблемы р-на, изменить нашу жизнь к лучшему…
Из информации о сессии райсовета депутатов в апреле 1989 г.:
«Программа интенсификации сельского хоз-ва не выполняется. По животноводству, за исключением колхоза имени Ленина, не достигнут запланированный уровень, государству недодано 1860 тонн молока. Продолжается большое сокращение коров…
Промышленные предприятия выполнили план на 90%. ЧРУ, Кичигинский ГОК неудовлетворительно занимаются рекультивацией отработанных земель…
Уроки музыки не ведутся в 6 школах. Не отвечает требованиям материальная база Каменской, Петровской, Нагорненской школ. В р-не мало остаётся выпускников школ…
Существенные недостатки в медицинском обслуживании населения…
Ниже своих возможностей работают пищекомбинат, райзаготконтора, не уделяется должного внимания развитию коммунального хоз-ва…»
И далее райсовет депутатов обязал райисполком принять меры
- по улучшению…
- по укреплению…
- по совершенствованию…
- по повышению…
- по ускорению…
- по развёртыванию...
- по устранению…
- по искоренению…
- по усилению…
- по подъёму…
И возложил контроль за ходом исполнения решения на исполком и депутатские комиссии.
По материалам газеты «Ленинское Знамя» 14.4.1989г.
Строительство в р-не идёт из рук вон плохо, темпы и объёмы сокращаются, отпущенные средства не используются, в том числе на социально-культурное строительство. И в то же время с благословения руководителей р-на часть объёмов работ строительных организаций передаётся в другие районы.
Жилищная проблема в райцентре обострилась до предела, а план по вводу жилья в р-не выполнен, например в 1987 г., на 74%. Жильё в райцентре почти не ремонтируется, план по ремонту в 1987 г. районное УЖКХ выполнило на 26%. Во многих домах, школах, детских учреждениях зимой холодно.
Планы по большинству видов бытовых услуг не выполняются.
С водоснабжением в посёлке ситуация просто драматическая. При суточной потребности воды в 1000 м3 получаем только 450 м3. Я живу в посёлке 15 лет, за это время сменилось 3 или 4 председателя райисполкома, и все «отцы» р-на и посёлка давали обещания, что вот-вот с водой будет хорошо… вот-вот бурим новые скважины… вот-вот вода уже отправлена на анализ…вот будем строить «Струю-100» и будет в посёлке хорошая вода…вот-вот будем строить ещё лучше «Струю-400» (пока строили «Срую-100 – установку по обезжелезованию воды – проект её устарел) и вода будет ещё чище…
А вода в дома поступает с перебоями, часто её вообще нет, особенно на вторых этажах. При норме содержания железа в воде 0,3 млг на дециметр3 воды в нашей содержится от 2,5 до 6,5 млг. «Струя-400» так и не действует, коробка здания для неё, начатая строительством несколько лет назад, уже разваливается, а оборудование частью разукомплектовано, частью лежит под открытым небом под снегом и дождём. И никто за эту вопиющую бесхозяйственность не понёс ответственности.
Помню, ещё в 1976 г. предРИК Хижняк говорил о принимаемых неотложных мерах по водоснабжению посёлка и строительству водовода из Южноуральского водохранилища. Один прожект сменялся другим, и вот новый предРИК Кочнев обещает начать строительство водовода в 1990 г.; через 13 лет всё возвращается на круги своя…
Только в сентябре и октябре воду отключали 18 раз. Из-за перебоев с водой бедствует райбольница, в сентябре воды не было 12 дней. Часть больных распустили по домам. Беспокойно спят наши женщины, особенно живущие в квартирах на вторых этажах: а вдруг ночью в кранах появится вода – надо же постирать на детей! И приходится им вставать в час, в 2 часа ночи, чтобы набрать воды. Утром издёрганные, с плохим настроением идут на работу. Какая уж тут производительность!
Конечно, районным руководителям разных рангов легче: большинство их живёт в одноэтажных коттеджах, где вода хоть и под слабым напором, но поступает; им реже приходится испытывать такие «радости», когда, забравшись в ванну, не знаешь, как из неё выбраться – ни горячая, ни холодная вода не идёт, ждёшь, когда кто-то из домочадцев нагреет ведро воды и окатит с тебя мыльную пену…
Посёлку остро необходима новая средняя школа;
в ненормальных условиях работает аптека (помещение для хранения медикаментов постоянно затапливается водой;
в приспособленных, тесных помещениях взрослая и детская библиотеки;
в райполиклинике страшная теснота и перегруженность (рассчитанная на 50 посещений, она принимает 420-430 человек в день), больным порой негде присесть, а зимой не все имеют возможность раздеться;
работа почты? – мы порой читаем газеты 4-5 дневной давности, иногда приносят пачкой несколько номеров;
спортшкола не имеет нормальных условий для работы;
Дом пионеров закрыт из-за ветхости здания;
благоустройством посёлка никто серьёзно не занимается, нет ни сквера, ни парка.
Наивно звучит вопрос тов. Чусова в одном из номеров «Ленинского знамени»: «почему на остановке общественного транспорта ямы и грязь?». – Да очень просто: бульдозер в это время благоустраивал территорию возле коттеджа 1-го секретаря РК КПСС, где уложены бетонные плиты.)
Примеры можно продолжать. Об этих проблемах говорится не один год, но они не решаются.
Зато строители ударными темпами возвели внушительный пристрой к райкому партии. Воистину – кабинеты для начальства – ударная стройка нашего р-на в 1987 г. Многие организации, в том числе и все строительные, были обложены своего рода «оброком» - в денежной форме, стройматериалами или рабсилой. На собственные нужды РК партии сумел оперативно провести «мобилизацию» сил и управиться со стройкой за 1 год. А вот 16-тиквартирный дом наши строители могут возводить более 4 лет, дом быта строится уже вторую пятилетку…
Наш район производит десятки тысяч тонн хлеба, молока, тысячи тонн мяса, десятки миллионов яиц, выращивает картофель, овощи, фрукты. Но в магазинах ассортимент товаров очень ограничен, молока в продаже хронически не достаёт, мяса если «выкинут» в магазине по госцене, то на драку-собаку, очереди. Люди охотно берут на суп кости – рёбра, хвосты. Бывает в продаже дорогое мясо по закупочной цене – около 5 руб./кг или колбаса по 8 руб. (при государственной цене 2,2 руб. и 2,9 руб.).
Слов сливочное масло, свежая рыба, сыр и др. уже и в лексиконе аборигенов нет. Яйца продаются с перебоями, торговля овощами отсутствует. «Нет овощехранилища», - легко парируют жалобы населения работники торговли.
Ясно одно: узел социальных проблем затянулся туго. Нет, мы не думаем, что руководство р-на пребывает в летаргическом состоянии, ничего не делает, не пытается разрешить проблемы. За 1987 г.Увельский райисполком принял 449 решений! Многие из них касаются ускоренного развития социальной сферы – а что толку?
Обсудили на сессии райсовета вопрос о мерах по совершенствованию строительства, а планы строит-ва в 1987 г. завалены. Рассмотрели вопрос о состоянии и мерах улучшения торгового обслуживания населения, а план товарооборота выполнен в 1987 г. на 86% (он не был выполнен и в 1986 г.). А злоупотреблений в торговле – море!
Так какая польза от такого половодья решений, большинство которых неконкретно: «считать главной задачей…», «отработать все вопросы…», «принять меры…», «совершенствовать стиль…», «усилить внимание к…», «укреплять дисциплину…». Не ясно, что именно будет сделано, кто пофамильно за это отвечает, к какому сроку должно быть сделано.
Основная причина, на наш взгляд, неэффективной работы советско-партийных органов р-на – отсутствие тесного контакта с населением, нежелание сообща обсуждать проблемы жизни посёлка и р-на, келейность в принятии решений, отсутствие гласности (решения рай(пос) совета не публикуются или даются в сильно урезанном виде, планы работы по важнейшим направлениям большинству населения неизвестны, так же как и перечень наказов, сроки и ход их исполнения и т.д.). депутаты редко отчитываются перед населением или не отчитываются совсем.
А ещё, пожалуй, тот факт, что хорошо «сработались» РК партии, аппарат райисполкома, поссовета, ряд хозяйственных руководителей: зачем слишком жёсткая взаимная требовательность и ответственность? К чему чрезмерная принципиальность? Зачем портить отношения друг с другом? – лучше взаимопрощение…, пожурим в кабинетах, если провалил дело… поставим на вид… на худой конец, пересадим в другое руководящее кресло. Поговорим на сессиях и пленумах, в очередной раз обозначим старые проблемы, пообещаем решить их – люди у нас доверчивые, не слишком памятливые, поверят в очередной раз…
Говорят, в стране закончился первый этап перестройки. А у нас она ещё не началась…
К.В., газета «ЛЗ» от 10.11.1988 г.
Э К О Н О М И К А
Вопрос: Что волнует больше всего вас как хозяйственника?
Ответ: Одни вопросы у нас, они уже навязли в зубах:
Почему нет стабильного снабжения товарами первой необходимости?
Поставляется некачественная техника, нет строительных и ремонтных материалов.
Почему цены на основные сельхозпродукты стоят на одном уровне, а на промышленные и строй- материалы и технику подскочили в 2-3 раза? …
На прямые связи мы выйти ещё долго не сможем, так как не с чем. Вся продукция идёт на госзаказ, который для нас тоже закон, и выполнять его нужно. Что мы можем дать заводу, чтоб получить какую-либо технику или запчасти к сельхозмашинам, кроме молока и мяса?
А наши помощники – промышленность – братья по труду, требуют за 10 тонн труб 3-4 тонны мяса. Это минимум. 500 листов шифера «стоит» 3-4 тонны мяса. И всё это не по себестоимости, а по цене, выгодной им. А нам деваться некуда, идём на поклон…
Строительные организации работают плохо и бесконтрольно. Наш подрядчик Агропромстрой в 1988 г. выполнил план по строительно-монтажным работам на сельхозобъектах на 75%. Нам навязывают строительство хозспособом,
(своими силами, за счёт средств своего предприятия, организации),
которое выматывает у нас последние деньги и душу. Ведь брать материалы на хозспособ у нас негде…
На селе сегодня действительно очень сложная обстановка. Задолженность колхозов и совхозов р-на по краткосрочным и долгосрочным ссудам составляет 100, 27 млн рублей, в том числе по колхозам 71, 47 млн руб. (за 1988 г. всеми колхозами и совхозами р-на в сумме получено прибыли 5 млн руб. В 1990 г все колхозы и совхозы р-на судом признаны банкротами ). Колхозам и совхозам одним не выпутаться из долгов, т.к. эти грехи копились годами. И не одни колхозы и совхозы повинны в этом…
Нам надо учиться торговать, быть предпринимателями, отстаивающими интересы своих коллективов. «ЛЗ» от 18.4.1989 г.
Хотя 1990 г. мы закончили неплохо, продали государству запланированное количество молока, мяса, зерна; имеем чистый доход 1 млн 203 тыс. руб. при рентабельности 48% и отсутствии задолженности перед государством, но уверенности в завтрашнем дне нет. Цены на сельхозпродукцию не покрывают издержки для нормального расширенного воспроизводства. С 1992 г. обещают ввести новые налоги: на землю, налог с продаж, на фонд оплаты труда и др., дорожают кредиты…
Выход из трудного положения видим в улучшении работы каждого колхозника при сохранении коллективной собственности на землю и средства производства и укреплении трудовой дисциплины. Чтоб каждый относился к колхозному добру как к собственному, думаем о введении элементов приватизации, наделении членов кол-за заработанным паем…
Чтоб выжить в условиях рынка, есть задумка построить совместно с областным курортным управлением молочный завод. Когда-то, в 50-х годах, в р-не было своё подсолнечное масло, думаем возобновить переработку подсолнечника… Л.В.Казанцев, председатель колхоза им Куйбышева (с. Хомутинино), председатель постоянной комиссии райсовета депутатов по сельскому хоз-ву.
ЛЗ» от 9.2.1991 г.
Возрождение фермерства
Центральная газета «Труд» 2 июня 1992 г. публикует материал под заголовком «Дояры в галстуках» о появившейся в Челябинской области великой тяге к земле руководящих товарищей, об их горячем желании стать фермерами. В том числе в Увельском р-не. Без всякой волокиты, в отличие от рядовых граждан, пожелавших стать фермерами, находясь при раздаче земли, получили крупные земельные участки и стали фермерами в белых рубашках глава администрации р-на Скобин В., его заместитель Шумаков В.Г., начальник управления сельского хоз-ва Асеев Ю., начальник комитета по управлению имуществом Князев В.
Не понятно только, как будут трудиться, выращивать хлебушко, кормить народ новоявленные фермеры, не отходя от руководящего кресла? Наверное, вахтовым методом: позаседают, собственноручно мозолистыми руками попашут землю. Или станут новыми, советскими помещиками-кулаками, используя наёмный труд, нанимая батраков?..
В интервью корреспонденту «Российской газеты» 21.3.1992 г. руководитель созданного в 1988 г. сельскохозяйственного кооператива – научно-производственной агрофирмы «Альтернатива» В.П.Реутов говорил: «За прошлый засушливый 1991-й год Увельский р-н собрал с гектара чуть больше 3-х цн зерна. Мы – почти по 18 цн; реализовали 750 тн семян зерновых и 60 тн семян многолетних трав, населению продали около тысячи тонн грубых кормов высокого качества, десятки тонн зернофуража. Получили прибыль свыше 400 тысяч рублей. И вот сейчас коллектив на грани разорения.
Деклараций о поддержке фермеров было немало, но что происходит на практике. Вместо того, чтоб развязать руки крестьянину, со стороны властей происходят совершенно абсурдные действия. Мощные налоговые инспекции, не имея возможности грабить колхозы и совхозы, у которых снова миллионные задолженности после прошлогоднего полного списания всех долгов, добивают нас, свободных товаропроизводителей.
Налоговики не знают меры ни в чём. За 1991 г. они взыскали с «Альтернативы» 200000 руб… Инструкции составлены такие, что мы не можем в них разобраться. Отчётность так усложнена, что нам приходится держать вместо одного бухгалтера двоих…
Комитеты по земельной реформе зачастую раздают землю тем, кто никогда не будет её обрабатывать. Почти повсеместно новоиспечённые фермеры, оформив во владение кто 10, а кто 150 га земли, продолжают работать в госучреждениях и на предприятиях. (Далее автор приводит в пример те же фамилии фермеров-чиновников и управленцев, что упомянуты в вышеприведённой заметке в газете «Труд», а также директора совхоза «Южноуральский» Трапезникова В.П., главного агронома этого хоз-ва Гаврик И.С., председателя к-за им ХХ11 съезда КПСС Титова А.М.)
Даже крупные руководители облагросоюза умудрились у нас землю «прихватизировать»…
Разве это не кощунство, когда на фоне острого продовольственного дефицита наши необрабатываемые подобными «фермерами» поля начнут зарастать сорняками?...
Землю расхватывают чиновники и иже с ними потому, что впереди грядёт купля-продажа землицы. Со временем её можно будет продать, заложить в банк под проценты, сдать в аренду. От налогов они освобождены на 5 лет, а за неиспользование земли никак не наказывают.»
На 1.1.1994 г. в р-не 307 крестьянских (фермерских) хозяйств;у них 18040 га земли, в основном пашни;
На 1.1.1995 г. 287 (из них 48 хозяйств имеют от 2,5 га до 10 га и их, строго говоря, нельзя называть фермерскими, скорее подсобными, их земли, как правило залужены многолетними травами) с 17771 га земли.
Из фермеров уходят потому, что очень трудно сделать хозяйство успешным, прибыльным и развивать его дальше: низкие цены на продукцию растениеводства и животноводства, высокие цены на сельхозтехнику, топливо, электроэнергию, невозможно взять кредит под низкий процент для расширения производства и организации переработки продукции, проблемы со сбытом и многое другое.
Торговля
Ответственность за обеспечение жителей р-на промышленными, продовольственными товарами, оказание бытовых услуг целиком лежалa на районной власти. В основном торговля шла через систему потребительской кооперации, формально как бы независимую структуру, но подконтрольную власти, частично через райзаготконтору. Частных магазинов в СССР не было. В условиях планово-распределительной системы фонды на те или иные товары поступали из области. Жуткий дефицит товаров порождал воровство, жульничество, торговлю из-под прилавка, различные махинации.
Кто купил сапоги ?
3 января 1990 г. в универмаге п. Увельского продавали импортные женские сапоги. Есть у нас такая категория людей, которая о поступлении любого дефицита узнаёт первой. Так было и на этот раз. Когда мы зашли в магазин, то у отдела стояла уже настоящая толпа. У самого прилавка, тесня остальных, были молодые люди из Южноуральска. Видя это, кто-то из очереди позвонил в райкомитет народного контроля. Они пообещали прийти и навести порядок.
Однако продавцам, видимо, было выгоднее начать торговлю раньше… Не дождавшись представителей народного контроля, начали «торговлю». В отдел занесли примерно 18 коробок с импортными сапогами, 12 из них затем вынесли продавцы других отделов магазина. Нагло, не обращая внимания на покупателей, они пробирались в отдел и выносили коробки. Тут же, на наших глазах, меряли, рассматривали товар; некоторые сумели проделать эту операцию «купли» дважды.
Неужели эти продавцы не могли купить эти сапоги потихоньку, как всегда? Кому и для чего нужна была эта демонстрация полного пренебрежения к нам, покупателям?... В газете писалось, что за торговлей установлен контроль, а на деле этого контроля не оказалось (хотя в магазине у входа висит табличка с фамилиями рабочих контролёров –
обычный советский симулякр для подтверждения пропагандистского тезиса: «власть в СССР принадлежит народу»).
Наши предложения: продавать дефицитные товары только в присутствии рабочего или народного контроля, ввести талоны на все дефицитные товары или продавать их только по прописке. И хочется ещё спросить, когда же, наконец, нам будут выданы талоны на чай, конфеты и другие продукты, почему у нас слова опять расходятся с делами?
Т. Мишланова, Л. Тяжельникова, Н. Фокина, Т. Шутоломова, В.Алдашева и др.
«Ленинское знамя» 9.1.1990 г.
…………………………………………………..
На вопрос жителей села Рождественка Винокуровой, Бобылевой, Лавровой - сколько должны продавать на талон конфет, стирального порошка и мыла, генеральный директор Увельского райпотребсоюза В.А.Фетисов ответил:
«Квартальные нормы (на 3 месяца) отпуска конфет – 300 грамм, порошка – 2,5 кг, мыла – 300 грамм».
«Ленинское знамя» 17 апреля 1990 г.
…………………………………………………….
ФОТО молok
В апреле 1990 г. на сессии райсовета народных депутатов обсуждался вопрос о состоянии торговли в р-не и работе РПС (райпотребсоюза). В отчёте председателя комиссии по торговле Зубковой В.В. сообщалось о плодотворной работе комиссии, о том, что «смотрели работу комбината бытового обслуживания, состояние школьного питания и многие другие вопросы; совместно с отделом ОБХСС проведено 2 рейда по торговым предприятиям, выявлены факты укрытия дефицитных товаров; проведены проверки поселкового универмага, базы РПС, магазина с. Песчаного. За 2 года за нарушение правил торговли наказано 29 торговых работников, 6 продавцов привлечено к уголовной ответственности…»
Толк от проводимых рейдов и проверок был невелик. Экономика страны продолжала деградировать, доходы населения падали, дефицит товаров и продуктов питания, в том числе самых необходимых потребительских товаров, усугублялся.
Ухватились за новую панацею.
Об упорядочении торговли
В целях осуществления принципа социальной справедливости при распределении для продажи товаров повышенного спроса исполком райсовета принял решение об образовании районной комиссии по распределению ТПС (товары повышенного спроса). Распределению подлежат легковые автомобили, мотоблоки, сепараторы, авторезина, телевизоры, стиральные и швейные машины, холодильники, пылесосы, мебель, импортные товары.
Категорически запрещено единоличное распределение товаров руководителями советских и хозяйственных органов, руководителями РПС и торгующих предприятий. Не допускать продажу товаров повышенного спроса через оптово-торговые базы райпотребсоюза. Торговля обязана ежеквартально своевременно и в полном объёме представлять комиссии сведения на поступающие по фондам товары.
60 % от всего количества товаров будет отдано на исполкомы поселкового и сельских Советов, 30 % - для реализации через райзаготконтору сдатчикам мяса и молока, а 10 % остаётся в распоряжении комиссии для семей, пострадавших от стихийных бедствий, для обмена вместо бракованного товара…
Исполкомам поселкового и сельских Советов образовать комиссии по распределению ТПС из числа общественности. Списки сдатчиков мяса и молока необходимо представить в райзаготконтору. Постановления общественных комиссий при исполкомах о количестве выделенных ТПС по их видам для трудовых коллективов необходимо вывешивать для общего обозрения в тех трудовых коллективах, которым выделены эти товары. Списки на товары своевременно представлять в магазины…
Устанавливается норма одному покупателю не более одного наименования из перечня ТПС…и с учётом, если такой товар ранее длительное время покупателем не приобретался. При выделении для продажи легковых автомобилей и тяжёлых мотоциклов необходимо руководствоваться правилом: если у покупателя нет в наличии другого автомототранспорта и если автомобиль и мотоцикл приобретается лично для данного покупателя, а не для родственника.
Райкомиссия должна не реже 2-х раз в год отчитываться о своей деятельности перед райисполкомом. Результаты отчётов комиссии предавать широкой гласности…
(газета «Ленинское знамя» от 21.12.1990 г.)
И пошло- поехало…. Партийно-советская власть ввела талоны на макароны, крупы, сахар, мыло хозяйственное и туалетное, шампунь (1 раз в квартал), кофе (получение 1 раз в год), молоко сгущённое (1 раз в год), конфеты-карамель, чай, сыр плавленый, маргарин, ВВИ (вино-водочные изделия), табачные изделия, растительное масло, соль, спички и другие продукты и промтовары. Хлеб – 1 булка в руки; семья 3 человека – веди в очередь всех троих или трижды занимай очередь.
Но это мало помогало: зачастую отоваривать их было нечем. В большинстве регионов страны к концу 1991 г. нормы выдачи продуктов составляли на человека в месяц: сахар – 1 кг, мясопродукты (с костями) – 0,5 кг, масло животное – 200 г.
(Как говорила на сессии райсовета в апреле 1992 г. о делёжке дефицита председатель комиссии Зубкова В.В., «занятие это малоприятное, т.к. порой приходилось делить буквально всё, вплоть до одеколона и мужских носков…»)
Оглядывались по сторонам в надежде – какое европейское государство, США, Канада, побеждённая нами Германия отправят ещё нам гуманитарную помощь, подкинут нам ещё что-либо: муки, крупы, консервов, сухого молока и сгущёнки, масла сливочного и растительного и т.д. Но гуманитарка шла в основном на спасение жителей крупных городов; селяне, считала власть, – люди, привыкшие ко всяким невзгодам – спасут себя сами на подножном корму. Носом в землю, задом к небу, рой глубже под картошку, под моркошку, собирай щавель, грибы-ягоды.
Живи и радуйся, достраивай построенный в основном к 1980 г. коммунизм.
Кое-что из гуманитарки доходило и до Увелки, но сами понимаете, из Европы путь неблизкий, шакалы всякие нападают, вырывают куски…да усушка…да утруска… Дошедшие крохи распределялись среди участников войны, инвалидов, ветеранов и других спецкатегорий. Продукты делила соцзащита. Вы уверены, что всё делалось честно, по справедливости, ничего не растаскивалось «по своим»? – я не верю.
Гуманитарку расхватывают, да ещё некоторые говорят: «Вот шлют нам объедки со своего стола, наверное, то, что просрочено, залежалось, девать некуда. Наживаются на нас…»
Тёмный, неблагодарный народ…
И талоны, карточки, купоны, «визитки», да чтоб и фотография была, предъявляй удостоверение личности, паспорт… Поговаривали, что надёжнее было бы распознавать законно отоваривающегося аборигена от вторгшегося чувака из другого сельсовета по отпечаткам пальцев… Но до этого всё же не дошло. Фото талонов
И очереди…очереди…очереди… И раздражение, недовольство людей, нервничание («кажется, мне не достанется!!»), перепалки, конфликты, иногда до драки. Очередь за водкой нередко наблюдает милиционер…
- а ты чего, нахал, лезешь без очереди?
- да что это такое? Я был пятый в очереди, а теперь девятый!
- скажите, а почём мясо?
- раскрой глаза-то, приятель. Какое мясо? Кости продают, хвосты телячьи и коровьи.
- а ты чего, бабка, мать твою, перед собой ещё двоих пропустила! Люди, вытолкайте их нахрен!
- а вас вообще здесь не стояло! …
- Толкотня, ругань… Кошмар развитого социализма.
Подобная распределиловка-растащиловка существовала и в другой торгово-заготовительно-распределительной организации р-на – РАЙЗАГОТКОНТОРЕ.
Далее – фрагменты из заявления прокурору Увельского р-на Гром В.Н. и в Челябинский областной суд:
«В декабре 1991 г. и в январе 1992 г. я получал сведения от своих избирателей о том, что в распределении фондов р-на на комбикорма допускалась несправедливость, часть комбикормов раздавалась негласно и лично зам главы администрации р-на Шумаковым Вик. Гр., что о существовании оставленного резерва население не было проинформировано, знал лишь узкий круг лиц. Особенно щедро Шумаковым и зам. председателя райпотребсоюза Соколовой А.К. были отоварены, например, в системе образования в 1991 г. (по неполным сведениям):
РОНО - 10 тонн;
Песчанская школа - более 10 тонн, кроме того отоварили персонально директора этой школы Извекова
; а школе № 2 – 2 тн;
некоторые частные лица получали по 2 тн,
Красносельской школе – 1тн;
Увельской школе № 1 – ей якобы выделялось 2 тн - ничего не перепало, кто-то их увёл, возможно, не без ведома Шумакова. Хотя количество работников в ней побольше, чем в РОНО или Песчанской школе.
Нетрудно догадаться, почему Шумаков так трогательно заботился о Песчанской школе: он сам живёт в с. Песчаном, как же не порадеть, используя служебное положение, о земляках!
Используя полномочия депутата, я запросил у Шумакова информацию, сколько комбикормов было оставлено в резерве, кто их распределял, по каким критериям, кто конкретно и сколько получил и др.
В ответе начальник сообщил, что официально райисполком не имеет фондов на комбикорма, их получает заготконтора и «вопроса о каком-то резерве не стоит и вести», «70-75 % их идёт живтовариществу и желающие получать стабильно комбикорма должны вступить в эту организацию», что «распределение производилось с участием торговых работников, представителей заготконторы». Но на вышеназванные вопросы ответа я не получил. Я настаивал на более полной информации. Он обещал... Я ему звонил – он обещал…
Я обратился в прокуратуру и в суд с заявлением о привлечении Шумакова к административной ответственности за непредоставление депутату информации по общественно-значимой проблеме.
Шумаков предложил «в ближайшие дни» вместе поехать на элеватор и там посмотреть все нужные документы. И обещал позвонить...
Но «ближайшие дни» всё не наступали…я ему звонил – он обещал…
Районный суд отказал мне в иске о привлечении к адмответственности В.Г. Шумакова. Дело ушло в областной суд.
Потом у Шумакова сломалась машина …А Шумаков всё обещал…»
А время шло, и сроки привлечения чиновника к адмответственности (в то время - 2 месяца) истекли, и областной суд дело закрыл.
Из документов, имевшихся у зам. председателя райпотребсоюза Соколовой, видно, что по разнарядке на 4-й квартал 1991 г. выделено 285 тн комбикормов, из них оставлено в резерве 22,5 тн.
Соколова в суде говорила: «когда делим с Шумаковым фонды по сельсоветам, всегда оставляем резерв – вдруг кто попросит». На мои сетования, что резерв распределялся негласно и несправедливо: одним – много, другим – ничего, Соколова ответила: «Говорите это Шумакову, распределял резерв он, резолюцию на заявлении ставит он, а я исполняла его решения. Что, я буду возражать зам. главе администрации?».
ТОРГОВЛЯ, ГЛАСНОСТЬ, СВОБОДА ПЕЧАТИ ПО-УВЕЛЬСКИ
В 1990 г. ко мне как депутату райсовета неоднократно обращались жители посёлка Увельский и района, в частности, из Петровки, с вопросами о распределении для продажи автомашин, высказывали недовольство несправедливостью распределения и тем, что якобы получают автомашины в основном начальники, что не соблюдается очередь и т.д.
Механизатор из совхоза «Увельский» Титов В. в райгазете от 3.11.1990г. возмущался тем, что райисполком распределяет машины незаконно, по своему усмотрению, и хотел узнать, кто персонально получил машины.
Машины были выделены решением Правительства РСФСР специально для тружеников села и передовиков уборки урожая 1990 г.
Будучи членом комиссии по распределению автомашин, я передал 23.11.1990 г. в редакцию «ЛЗ» для публикации материал «Кто и как получил машины» с перечнем организаций и предприятий, которым через комиссию выделялись машины, конкретным получателем и маркой машины, а также с необходимыми пояснениями.
Редактор Семисынов полностью печатать текст отказался.
Из хроники «переговорного процесса»:
6.12.1990г. звоню в редакцию:" Когда материал будет опубликован?»
Корреспондент: «Не будет опубликован. Решение будет. Будет напечатан материал главы администрации Скобина…»
7.12. Звоню редактору: «В чём дело? Что неправильно? Что изменить?...» Долбил его минут 15.
Редактор: - «Ваша фамилия под заметкой пропечатана, а личной подписи нет – ещё откажетесь…Нет ещё окончательного решения… Я не читал всё…Надо сопоставить с материалом Скобина…»
Иду к корреспонденту Зюзиной, она готовит материал к печати…беседа около часа, в конце подошёл и редактор… Долгие разговоры… Соглашаюсь убрать некоторые слишком резкие слова и часть текста…Качаю правами депутата… Редактор уступает: «Задержим материал Скобина до пятницы и в пятницу дадим оба материала вместе. Вам свой переработать и сдать в редакцию 10 декабря в 8 часов…»
10.12. сдал в 9.30 час
.Зюзина: «Позвоните после 2-х час., я и редактор вычитаем и скажем…»
Звоню в 3 – «ещё не вычитали, ничего не решено…Позвоню вам до 5 часов домой…»
16-30 час. Звонит: «Ничего не решено ещё, уточняют количество машин и получил ли Винокуров и Ябе…ещё отложено до среды, 12 декабря…Я позвоню вам с утра…»
И такая мутотень целый день, целый день…
Но и переработанный и сокращённый мной вариант текста не устроил редактора, приученного к «умеренности и аккуратности», к «держать и не пущать», оборонять руководящих товарищей от излишне резкой критики, и он указал, что ещё нужно убрать.
В нижеприведённом тексте мои сокращения подчеркнуты чёрной линией; сокращения, сделанные цензором (редактором) даны курсивом.
Но такой ощипанный вариант заметки я не согласился печатать.
В списке 18 получателей машин значились:
зам. предрайисполкома и зам.председателя АПО (аграрно-промышленное объединение - структура, близкая по функциям управлению сельского хоз-ва) Ю.С.Асеев,
председатель АПО Фадеев (получил машину, минуя район, напрямую из фондов облагропромсоюза),
председатели колхозов им. 22 съезда КПСС и им. Калинина Титов А.М. и Шумаков А.В.;
зав. РОНО Вараксина Н.В. (под давлением комиссии вскоре от получения «Таврии» отказалась);
директор школы № 2 Мирасов Р.А.;
директора мясокостного завода и мехлесхоза Скоропись В.В. и Ковалёв В.Ф.;
судья Винокуров А.В. (по рекомендации области);
продавец РПС в д. Ключи Малолетних Т.И.;
управляющий отделением совхоза «Красносельский» Мамонов А.М.;
экономист МПМК-2 Рычкова Л.И.;
представитель некоей стройорганизации, ведущей работы по газификации в р-не Ябе Р.Э;
зав. МТМ кол-за «Знамя Октября» Ногинов В.Е.;
мастер завода ЖБИ Никкель Н.И. и другие передовики колхозных полей и ферм – в большинстве руководящие товарищи. (список был опубликован позже в «ЛЗ» за 15.12.1990 г. за подписью Зюзиной).
А также 2 инженера, 2 механизатора, водитель и кузнец.
14 машин из 18 по предложению предрика Скобина В.П. комиссия распределила тем предприятиям и организациям-очередникам, которые не смогли их приобрести в 1989 г. из-за недопоставки в р-н рыночных фондов.
Машины распределялись не конкретным лицам, а на хозяйства и организации с тем, чтобы сами трудовые коллективы решили, кому их купить. И в РИК были представлены списки лиц, кому трудовые коллективы решили выделить машины. За подписью руководителя хоз-ва (организации), председателя профкома и секретаря парткома (похоже, известие об отмене 6 статьи Конституции РФ о руководящей и направляющей роли партии до Увелки ещё не дошло).
Ранее в комиссию обратились Скобин В.П. и прокурор р-на Чернявских с ходатайством о выделении машины судье Винокурову А.В., «в личное пользование для служебных целей», т.к. в суде нет служебной машины, необходимой для проведения выездных судебных заседаний.
Ходатайство было удовлетворено (а вскоре и выездные заседания судов прекратились).
Кроме того, председатель президиума райсовета депутатов Агарков А.М. обратился в комиссию с просьбой выделить кол-зу «Знамя Октября» ещё одну машину для передачи областной стройорганизации, ведущей работы по газификации.
Цитирую протокол: «Нам надо, чтобы начали газификацию кол-за «Знамя Октября», сов-за «Рождественский», кол-за «Заветы Ильича». Нам её руководители поставили условие: выделите машину – начнём работы в 1991 г., а так район в план у них не включен».
Большинство членов комиссии неохотно, но поддержало просьбу. Я голосовал против, считая, что разбазаривать скудный рыночный фонд автомобилей для «подмазывания» руководства госорганизации было бы уступкой шантажистам и вымогателям.
Эту машину получил Ябе Ренард Эдвардович (должность этого лица, название этой областной организации неизвестно было ни членам комиссии, ни руководству р-на.) Есть хоть одно слабое утешение в этой волчьей истории: дали взятку – теперь есть с кого спросить за ускоренную газификацию р-на. Но будет ли ускорение?
/товарищ прокурор! Пусть ваша рука не тянется к Уголовному кодексу. Может быть, при нашей абсурдной экономической системе, при наших изуродованных нравственных понятиях иначе двигать дело просто невозможно./
Две машины из 18 комиссия оставила в резерве, рассчитывая распределить их чуть позже. Но через несколько дней РИК, не спросив мнения членов комиссии, решил выделить их Асееву Ю.С., зампреду райисполкома и зав. РОНО Вараксиной Н.В.
Комиссия не согласилась с этим решением, полагая, что никаких особо выдающихся заслуг в «битве за урожай-90» нет, и лучше машины передать колхозам, чтоб они попали в руки рядовых тружеников. И решила выделить эти машины кол-зам «Путь Ленина» и им. Куйбышева. Нас поддержал президиум райсовета депутатов, отменивший решение исполкома по этим 2-м машинам. Но исполком и ухом не ведёт!
Что же получается? Сначала исполком даёт депутатской комиссии исключительное право распределять автомобили (а сейчас и другие основные остродефицитные товары по сельсоветам с учётом количества населения), а затем не ставит ни в грош мнение депутатов. За кого же нас принимают?
С нашей помощью хотят создать видимость демократичности, используя комиссию как ширму, за спиной которой можно удовлетворять потребности «своих людей», в основном руководителей. (Уже, кстати, был факт утаивания руководителем районной торговли т. Фетисовым дефицитных товаров от комиссии).
Кое-кому, видно, не нравится, что комиссия (в новом составе) видит свою задачу в открытом и гласном распределении дефицита (конечно, этим заниматься унизительно, позорно, но что поделаешь, пока нет рынка – таковы реалии нашей жизни), чтобы элита местного масштаба отоваривалась так же, как рядовые граждане, а не используя служебное положение и связи.
Но возвращаюсь к автомашинам. Была ещё, оказывается, и 19-я. Из дополнительного фонда. Тоже «рыночная». Руководители р-на и АПО сначала решили передать её вновь создаваемой налоговой инспекции, а затем, совершив несколько рокировок машинами, по решению совета АПО, передали председателю кол-за им. Калинина Шумакову А.В. От депутатской комиссии эту машину утаили.
У меня сложилось впечатление, что некоторые руководители дезинформировали свои трудовые коллективы, утверждая, что машину выделили им лично и перехватывали её у рядовых тружеников.
Хочу привести ещё несколько случаев если не противоправного, то сомнительного способа приобретения машин. Так, бывший председатель райкома народного контроля т.Саталкин приобрёл в кол-зе «Знамя Октября» автомобиль Москвич ИЖ /фургон/, предназначенный для оперативных хозяйственных целей, уплатив в июле 1990 г. 1620 руб., но потом, в октябре 1990 г., очевидно, почувствовав, что запахло жареным, внёс в колхозную кассу ещё 1830 руб.
Конечно, сейчас это всё оформлено надлежащим образом, но не лучше ли, если машина колхозу не нужна, продать её своим колхозникам?
А вот начальник райкомхоза т. Поспелов с немалым трудом, при поддержке райисполкома, приобрёл такой же автомобиль для обслуживания вконец расстроенного коммунального хозяйства посёлка, а недавно, якобы с благословения своего областного начальства, продал эту машину…самому себе…
Справедливо ли были распределены для продажи и получены автомобили – пусть вывод сделают сами читатели и трудовые коллективы.
23.11.1990 г. В. Кудряев
В системе потребкооперации год от года сокращается заготовительная деятельность как по объёму заготовок, так и по видам. Уже в 1994 г в основном закупали у населения мясо. Падала и производственная деятельность: пищекомбинат, производивший ранее копчение, изготовление колбас, овощных и фруктовых консервов, разлив безалкогольных напитков и т.д. ликвидирован и в 4-м квартале 1994 г. продан. Оптовая база закрыта, здание снесено, оборудование вывезено. Торговые точки на селе закрываются, здания некоторых подверглись погрому.
Для поддержки (спасения) кооперативной торговли районная власть обязалась в 1994 г. закрепить за объектами торговли земельные участки, предоставлять в аренду по сниженной цене здания и помещения, освободить от налогов и сборов на право торговли, на содержание жилфонда и объектов соцкультбыта, на имущество, на содержание милиции, на нужды образования и другие льготы...
С переходом к рыночным отношениям советская торгово-распределительная система, слава аллаху, изжила себя.