ЖИЗНЬ ЮЖНОУРАЛЬСКИХ КРЕСТЬЯН В 1920 – 1930-е ГОДЫ
(НА ПРИМЕРЕ УВЕЛЬСКОГО РАЙОНА ТРОИЦКОГО ОКРУГА УРАЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ)
ПО МАТЕРИАЛАМ ПРОТОКОЛОВ ПАРТИЙНЫХ ЧИСТОК
И СВИДЕТЕЛЬСТВ УЧАСТНИКОВ СОБЫТИЙ
«На вкус и цвет товарищей нет» – эту народную мудрость практически каждый из нас знает ещё с раннего детства. Прискорбно, что для товарищей коммунистов, лучшими являлись те, кто ради партийных и государственных интересов откладывал совесть, семью и мораль в долгий ящик, так сказать, «до лучших времён». Партия либо уже находила таких, т.е. «готовых коммунистов», либо выращивала их сама (достаточно вспомнить «бесстрашный подвиг» Павлика Морозова). Поэтому, совсем неудивительно, что многие исключённые из партии – «морально разложившиеся люди». Сработал принцип: «За что боролись…». В данном случае даже понятие «морально разложившиеся» можно разделить на несколько основных моментов (наиболее часто встречающихся): «пьянство», «воровство», «дебош», «половая распущенность».
Рассмотрим подробнее нравственный облик «передового сельского слоя» – коммунистов, ведь они должны были показывать пример рядовым селянам.
Может для партии коммунист – это в первую очередь партиец, общественник, но в жизни даже коммунист – первоначально это всё-таки человек. Как и у всякого человека, у большевика были свои положительные и отрицательные черты характера, которые выявлялись в тех или иных поступках. В силу уникальности протоколов, как источника информации о жизни в селе, тёмная сторона «крестьянской элиты», т.е. коммунистов, отображена очень красочно.
Грубость и хамство были для многих обычным явлением. Этому никто не удивлялся, но при возможности о случаях грубости докладывали комиссии по чистке. «В. Почему уволили Казаньякова? Отв. За грубость» [Ф. 229 Оп. 1 Д. 122 Л. 412], «обращалась за помощью в работе к Секретарю Райкома ГОНЧАРОВУ, который не помогал, а называл меня нетактичными словами» – пожаловалась Балтаева Анна Григорьевна [Ф. 229 Оп. 1 Д. 123 Л. 289]. Жалобы на коммунистов, занимающих главные посты в партячейках, колхозах, сельсоветах были не редкостью, т.к. они были представителями власти, что налагало на них особый отпечаток.
Нет такого общества, нет такой страны и такой эпохи, в которой абсолютно не было бы преступности. Увельский край – часть России, а поэтому и она «не без греха». Проанализировав несколько архивных дел [ОГАЧО Ф. 229 Оп. 1], мы сделали вывод, что, в общем, по району за 1927 – 1929 гг. количество преступлений против отдельных лиц, такие как: тяжкие телесные повреждения, половые, сводничество, а также экономических преступлений за эти два года сократилось. Однако всё ещё самыми распространёнными оставались такие как, хулиганство, хищение леса, превышение власти, преступления против личности.
Давайте на примерах, описанных в протоколах чисток, посмотрим, что было в «преступной моде». Проведём, так сказать, небольшую экскурсию.